Одна из топ-тем последних дней — это идея пригласить Владимира Путина на саммит Евросоюза (ЕС). С такой инициативой выступила Ангела Меркель, ее поддержал Эммануэль Макрон и канцлер Австрии Себастьян Курц. А вот остальные европейские лидеры не захотели видеть Путина. Особенно испугались Польша и Прибалтика.
Вообще, сама идея выглядит, как минимум, своевременной. Только что прошли переговоры Путина и Байдена. И это были именно переговоры, а не милая встреча двух президентов, как в случае с Трампом. Обсуждались конкретные вопросы, были созданы рабочие группы. Так что можно понять логику Ангелы Меркель.
Если США возобновили диалог с Россией, то почему Европа не может сделать то же самое? Она заинтересована в этом не меньше, чем Штаты.
Но произошло то, что должно было произойти. В Европейском союзе отвергли предложение Меркель. Особенно резко высказались лидеры Прибалтики. Вот, например, реакция президента Литвы Гитанаса Науседы:
«Это прежде всего стало бы недоброй вестью для наших обществ, и, я не сомневаюсь, для литовского общества тоже. <...> Это также стало бы плохим сигналом <...> для стран "Восточного партнерства", потому что, наверное, мы все прекрасно помним, что произошло в 2014 году, и за это время никакого прогресса не достигнуто. Напротив — продолжают гибнуть люди, продолжается оккупация территорий, происходит бордеризация в Грузии».
Так и хочется спросить у господина Науседы: а как он оценивает встречу Путина и Байдена? Так и скажите: президент США принес недобрую весть всему западному миру. Или не скажете?
«Мы все согласились, что Россия — это большая угроза, она стала более агрессивной. Я недоумеваю, что произошло теперь, откуда это предложение», — заявила премьер-министр Эстонии Кая Каллас.
Ту же позицию занял премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Но меня особенно порадовал глава правительства Нидерландов Марк Рютте. Он сказал, что не против встречи Путина с главой Евросовета и председателем Еврокомиссии, но сам он на таком мероприятии присутствовать не собирается. И это звучит как-то по-детски, что ли.
А теперь по поводу позиции Москвы. Конечно, Песков позитивно оценил идею Меркель (было бы странно ожидать другой реакции).
Но в Кремле наверняка понимают, что никакого толка от подобных мероприятий не будет.
Позволю себе процитировать сообщение из телеграм-канала журнала «Россия в глобальной политике»:
«По существу возможной встречи — непонятно, о чём она могла бы быть. Проблемы с наполнением саммитов Россия — ЕС содержанием начались задолго до украинского кризиса, со второй половины 2000-х годов. Тогда стало окончательно ясно, что никакого общего политического проекта у России и Европейского союза не будет (изначально весь диалог исходил из того, что он есть). И примерно с 2006 года изобретение повестки дня саммитов, а они тогда проводились аж дважды в год, стало головной болью для дипломатов с обеих сторон».
И я вот тоже не могу понять, о чём Путину говорить с лидерами Евросоюза. Скорее всего, повторится сценарий поездки Жозепа Борреля в Москву. Только теперь мальчиком для битья попытаются сделать Путина — он будет один, а на него накинется вся Европа: Польша, Литва, Латвия, Эстония и прочие табаки.