Тут давеча американская послиха в Беларуси, которую в Беларусь не пускают, дала большое интервью польскому телеканалу «Белсат». Если вы его не смотрели, то правильно сделали. Я собрал для вас самые интересные цитаты этой дамочки и хочу их прокомментировать. Итак, поехали.
«Я не теряю надежды на то, что я таки приеду в Минск. Это моя цель — начать исполнять мои обязанности посла США в Беларуси именно в Минске. Но у меня пока нет визы. И пока я ее жду, активно действую в нужном направлении, в том числе разговариваю с теми, с кем я могу встретиться вне Беларуси».
Кого она может встретить вне Беларуси? Тихановскую, Латушко и прочих персонажей, которые продолжают вести подрывную деятельность против Лукашенко.
Чем больше будет таких встреч, тем меньше шансов, что Фишер получит белорусскую визу. И это она называет действиями «в нужном направлении»? Забавно.
В очередной раз прозвучал вопрос о верительных грамотах: будет ли американская послиха вручать их Лукашенко?
«Что касается этих грамот, этих бумаг, на которые чаще всего редко кто обращает внимание, то я бы хотела принять соответствующее решение после того, как прибуду в Минск и оценю, что я могу сделать там на месте. Теперь я не могу точно сказать, как будет решаться ситуация с верительными грамотами», — отметила Фишер.
А почему с «этими бумагами» нельзя определиться сразу? Что должна увидеть в Минске госпожа посол, чтобы принять решение? Позиция довольно странная, но и сама Фишер волею судьбы оказалась в очень странном положении.
Вручить Лукашенко верительные грамоты означало бы признать его законным президентом Беларуси и тем самым предать «светлые идеалы демократии». Не вручать их тоже нельзя, иначе Фишер просто не позволят работать в Минске. Вот и приходится наводить тень на плетень.
А это заявление явно не понравится белорусской оппозиции: «Кто такой Лукашенко — очень важный вопрос. Но в этой ситуации очень трудно сказать, остается ли он законно избранным лидером Беларуси, потому что мы не знаем, какими были бы результаты выборов, если бы была возможность посчитать все голоса, если бы кандидаты имели равные возможности во время избирательной кампании, если бы никого из них не посадили в тюрьму, если бы им не отказывали в регистрации».
Еще раз: «Очень трудно сказать, остается ли он законно избранным лидером»! Как это трудно сказать? Вроде раньше все было просто.
Лукашенко — «тиран», «диктатор», «узурпатор». А избранный лидер — это Тихановская. Но выясняется, что для американской послихи не все так однозначно.
«— Вы встречались со Светланой Тихановской уже несколько раз. В таком случае, кто такая Светлана Тихановская для вас и для Соединенных Штатов?
— В некотором смысле, госпожа Тихановская — уникальная фигура».
Ну знаете ли, уникальная фигура — это не избранный лидер. Это вообще ни о чем.
А вот, на мой взгляд, самая странная часть интервью. Когда у Фишер спросили, как США будут реагировать на оккупацию Беларуси Российской Федерацией, она ответила так: «Конкретно сейчас мы намерены продолжать поддерживать тех, кто работает в направлении проведения новых выборов. Это то, что для нас важно, то, на чем мы сосредотачиваем наше внимание и усилия. Содержательный диалог с лидерами протестного движения под эгидой ОБСЕ — это то, что имеет сейчас первичное значение, это центр нашего внимания».
В общем, Фишер даже не попыталась уйти от неудобного вопроса — она его просто проигнорировала. Но я не думаю, что все эти уловки помогут ей получить белорусскую визу. Или она признает Лукашенко президентом, или будет сидеть в Вильнюсе, делиться сплетнями с Тихановской. Они вроде неплохо поладили.