А вы знали, что Минск планирует построить отдельный терминал для перевалки грузов в российском порту Усть-Луга? Лукашенко говорил об этом в сентябре прошлого года. Но тогда мы еще сомневались в серьезности его намерений. Потом выяснилось, что это не шутки. Москва и Минск подписали долгосрочное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов в портах Ленинградской области. Сейчас оно выполняется с опережением графика. А параллельно стороны пытаются решить более сложную задачу: организовать транзит белорусских удобрений через ту же Усть-Лугу.
И здесь мы возвращаемся к идее нового терминала, поскольку свободных мощностей для «Беларуськалия» у российских портов пока нет.
«Да, у нас определены категории товаров, где потенциально есть экономическая целесообразность задействовать российские порты. Вопрос в том, чтобы это не нанесло ущерба экономике предприятий с точки зрения логистики. Поэтому мы в том числе прорабатываем очень предметно вопросы строительства собственного портового терминала в российских портах. Сейчас эти вопросы отрабатывают соответствующие рабочие группы», — заявил премьер-министр Беларуси Роман Головченко.
Литовцы могут найти в его словах повод для оптимизма. Ведь если определены категории товаров, которые «потенциально целесообразно» отправлять в российские порты, то есть и товары, которые в этот список не входят.
Возможность их переориентации не обсуждается. Но это пока. Задачи нужно решать по мере их поступления. Сейчас, по словам Головченко, речь идет о перевалке удобрений, продукции машиностроения и лесоматериалов. И не случайно удобрения стоят на первом месте. Для Беларуси это вопрос национальной безопасности. Она зависима от экспорта азотных и калийных удобрений.
Для нее крайне важно, чтобы продукция «Беларуськалия» поступала на мировой рынок стабильно, без перебоев. Об этом говорит сам Головченко: нужны гарантии того, что «наши грузы не застрянут нигде по дороге». А может ли такие гарантии дать Клайпедский порт? Нет, не может.
Потому что Минск и Вильнюс, по сути, находятся в состоянии холодной войны. Потому что Литва — единственная страна в мире, которая признала Тихановскую «законным президентом Беларуси». Потому что в Литве обещали рассмотреть возможность введения санкций против «Беларуськалия». Потому что власть в Литве получили консерваторы, которые относятся к Беларуси еще более враждебно, чем их предшественники.
Ну и на закуску: Соединенные Штаты недавно решили возобновить санкции против девяти белорусских предприятий. «Беларуськалий» среди них не фигурирует, но именно его американцы могут выбрать в качестве следующей мишени.
«Беларуськалия» не было [в списке] в тот момент, когда эти санкции разрабатывались. Вопрос добавления большего количества представителей власти и предприятий к санкционному списку чрезвычайно важен, и мы продолжаем работать над этим. И мы это будем делать в сотрудничестве с нашими коллегами из Евросоюза, Великобритании и другими партнерами», — заявила посол США в Беларуси Джули Фишер.
Если «Беларуськалий» все же попадет под санкции, то у него наверняка начнутся проблемы с обслуживанием грузов в Клайпеде. Поэтому для Лукашенко важно нанести Литве упреждающий удар — договориться о перевалке удобрений в российских портах. И чем быстрее, тем лучше.