Слышали, президент Литвы вслед за Байденом недавно назвал Путина «убийцей»? Эта новость натолкнула меня на мысль: а почему бы не сделать подборку высказываний прибалтийских политиков о российском лидере? Таких цитат очень много, я приведу только некоторые из них. Поехали!
Начнем с нашей любимой Дали Грибаускайте: «С самой первой встречи с господином Путиным я получила список требований, что Литва обязана сделать: не строить АЭС, обязательно сотрудничать с ними и так далее. Это не было предложение дружить или сотрудничать: либо ты встаешь на колени и исполняешь, либо ты враг. Я не могла принять такие отношения. Пока Россия будет так смотреть на своих соседей или меньшие страны, ни о каких хороших, равноправных, дружеских отношениях с этой страной не может быть и речи».
Едем дальше — патриарх литовской государственности Витаутас Ландсбергис: «Цель российского государства — территориальная экспансия.
Сталин говорил об этом перед гробом Ленина, и Путин после своего прихода к власти не скрывал, что его цель — восстановление СССР. <...>
В Европе наступила эпоха путинских войн. Историки смогут сравнивать ее с эпохой Наполеона. Однако Наполеон оставил по крайней мере Кодекс, а Путин оставит только руины».
Габриэлюс Ландсбергис — нынешний министр иностранных дел — не отстает от деда: «В первой трети своего президентского срока Путин был главой государства, который дал стране благосостояние. Он боролся с олигархами, продавал нефть и национализировал компании. Но второй этап был отмечен появлением ни с того ни с сего националистической, агрессивной России.
Была война с Грузией, война с Украиной и убийства противников за пределами страны. На последнем этапе правления Путина Россия может начать развиваться в направлении Северной Кореи.
Экономическая ситуация плохая, Запад становится менее зависимым от газа — если не считать одного трубопровода. Единственный вариант для Путина — подавлять протесты и окружать страну колючей проволокой».
Бывший президент Литвы Валдас Адамкус: «Путин никакой не демократ. В России есть лишь ростки демократии, но в целом демократии там нет, и я не надеюсь, что в ближайшее время она там появится. Тем не менее я намерен придерживаться соседских, корректных отношений с этим государством, развивая экономические и культурные связи».
Экс-премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс:
«Ну, а что Путин? Я могу лишь процитировать слова Барака Обамы о нём, как о скучающем школьнике на задней парте. Сидит парень, скучно ему, и он размышляет, как бы взорвать этот мировой курятник».
Экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес: «Ну, ты вторгаешься на Украину, бомбишь Сирию, а потом бомбардировками прокладываешь себе путь к столу переговоров. Как можно быть посредником мирных переговоров, когда ты изначально и стал причиной всех проблем?»
Экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга: «Господин Путин пытался меня запугать уже во время первой встречи. Когда это не удалось, он надулся. Но он мог в течение трех секунд нацепить на себя вежливое лицо и превратиться в совершенно другого человека, это он умел. Лицо строгого господина и дружелюбного человека он на самом деле мог менять так же ловко, как открывать и закрывать кран. <...> То он этакий царь и смотрит на вас глазами дохлой рыбы, нажимает на вас и пытается запугать. А затем выгоняет из помещения всех переводчиков, устраивается в кресле поудобнее и на немецком языке очень душевно и мило с вами беседует.
Да, это человек-хамелеон, но очень одаренный, специально обученный в плане нахождения слабых мест других политиков».
Экс-президент Латвии Валдис Затлерс: «Путин — лидер, который всегда уверен в себе. Он хорошо ориентируется в ситуации, умеет быстро менять свое поведение. Это он делает отлично. У него мышление офицера спецслужб. Если потребуется для достижения результата, то он сможет переступить через свое эго. В отличии от многих я считаю, что Путин умеет проигрывать, однако он никогда не сдается. Пример тому — конфликт на Украине».