Проектор

Трепещи, «Газпром»: Литва будет продавать газ Польше, Украине и Беларуси!

Спешу сообщить важную новость: в Европе скоро появится новый газораспределительный центр. Из названия вы уже поняли, о ком идет речь. Да, это Литва. Своего газа у нее нет, зато есть громадный СПГ-терминал в Клайпеде. И через него прибалтийская республика собирается снабжать голубым топливом другие страны.

Это, конечно, старая байка. Литва изначально планировала, что ее СПГ-терминал покорит как минимум ближайших соседей — Латвию и Эстонию. Но им сжиженный природный газ не приглянулся. И только в 2020 году всё перевернулось с ног на голову.

Из-за эпидемии коронавируса в мире резко снизился спрос на энергоресурсы. Цены пробили дно, производители нефти и газа сбывали свою продукцию себе же в убыток. А выгоду, соответственно, извлекали импортеры. В числе счастливчиков оказалась и Литва. СПГ-терминал Independence в 2020 году установил рекордный показатель обработки топлива. И у некоторых людей началось головокружение от успехов! Вот что заявил на днях глава компании — оператора клайпедского СПГ-терминала Klaipedos nafta (KN) Дарюс Шиленскис: 

«Видение KN — стать крупнейшим оператором терминала СПГ в мире и самым конкурентоспособным центром обработки нефтепродуктов в Балтийском регионе».

Воу-воу, полегче! Крупнейшим оператором в мире. Чтобы на это претендовать, нужно превратить маленькую прибалтийскую республику в мощный газовый хаб, который будет реэкспортировать СПГ в Латвию, Эстонию, Финляндию, а самое главное — в Польшу. Литовские чиновники уверены, что так и будет. К концу года заработает польско-литовский интерконнектор GIPL. Для Вильнюса это будет золотая жила.

«Когда GIPL появится в сети, мы ожидаем начать экспорт газа в Польшу, аналогично тому, что мы сделали в Финляндии. Потенциально большая часть газа будет СПГ из Клайпедского порта», — прогнозирует гендиректор литовской государственной группы компаний электроэнергетического сектора Ignitis Group Дариус Майкстенас.

Ну а через Польшу СПГ можно толкать дальше — на Украину. Ей же тоже нужна «энергетическая независимость». Я удивляюсь, почему господин Майкстенас ничего не сказал о Беларуси. Как можно было о ней забыть?

«При благоприятных условиях GIPL может использоваться для поставок газа в Польшу и другие страны Евросоюза, а после применения дополнительных технических решений возможны также поставки на Украину или в Беларусь», — сообщало Министерство энергетики Литвы.

С одной стороны, всё логично. Потому что СПГ-терминал Independence для Литвы слишком большой, он с лихвой покрывает потребности всей Прибалтики. С другой стороны, планы Вильнюса не просто нереалистичны — они абсурдны. Какой идиот решится импортировать СПГ на Украину через Литву и Польшу? Вы представляете, сколько это будет стоить? О Беларуси я вообще молчу. Она заключает контракты на прямые поставки трубопроводного газа из России. А тут приходят литовцы и говорят: «Давай-ка ты, [президент Беларуси Лукашенко] Александр Григорьевич, будешь закупать более дорогой СПГ и доплачивать за его транзит по территории Польши и Прибалтики». Что-то мне подсказывает, что Лукашенко вежливо откажется. Хотя здесь не грех и матом ругнуться.

Ну а по поводу Польши — у нее есть собственный СПГ-терминал, его планируют расширять. Есть планы по строительству нового хранилища. Есть поставки российского трубопроводного газа, от которых Варшава обещает отказаться, но не факт, что это произойдет. Наконец, прямо сейчас строится Baltic Pipe — трубопровод, который свяжет Польшу с газовыми месторождениями на норвежском шельфе.

Поляки сами ищут, куда сбывать излишки газа, и поглядывают на Литву. То есть Литва рассчитывает, что она станет продавать Польше СПГ, а Польша думает, что всё будет наоборот. Это просто какой-то анекдот.

В общем, давайте дождемся окончания строительства интерконнектора GIPL. Тогда начнется самое интересное: 

 — Купите у нас газ!

 — Нет, лучше вы у нас купите.

 — Так нам своего газа хватает.

 — И нам хватает.

Читайте также
3 марта 2021
Литва начинает новый раунд борьбы с Белорусской атомной электростанцией. Бойкот островецкого «атомного монстра» довел прибалтийскую республику до крайней формы политической шизофрении: она признает невозможность организовать эффективную блокаду БелАЭС и все равно пытается это сделать.
19 марта 2021
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не видит причин, по которым Белорусская атомная электростанция должна прекратить работу. Это заявление стало настоящей пощечиной руководству Литвы, которое продолжает бойкотировать БелАЭС.
22 марта 2021
Беларусь проводит тестовое отключение линий электропередач на границе с Литвой. По мнению бывшего министра энергетики Литвы Арвидаса Секмокаса, это свидетельствует о намерении Александра Лукашенко запугать своих западных соседей.
5 марта 2021
В феврале текущего года выручка терминалов литовской государственной компании Klaipedos nafta составила 1,3 млн евро, что на 38,1% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.