Проектор

«Осталось недолго»: Минтранс РФ дал прогноз по портам Латвии

Процесс переориентации российского транзита на порты Ленинградской области с латвийских выходит на финишную прямую. Ждать осталось пару лет. Таковы прогнозы Минтранса России, которые озвучил заместитель министра Юрий Цветков.

«Мы уже добились значительных результатов и видим существенное снижение перевозки [российских грузов] через прибалтийские порты. В 2021 году ряд проектов введут в промышленную эксплуатацию, и к 2022–2023 годам мы увидим, что подавляющее большинство грузов будут переориентированы на РФ», — сказал он.

Помните, как недавно Министерство сообщения Латвии просило Москву не препятствовать транзиту угля через Ригу, Вентспилс и Лиепаю? Уголь до конца года так и не пришел. Зато появилось вот такое лаконичное и красноречивое заявление Цветкова. 

Ни намека на то, что Россия сжалится и оставит своим прибалтийским товарищам серьезные объемы грузов. Останется какая-то мелочь — для того, чтобы порты Латвии не загнулись окончательно и их можно было держать в качестве запасного варианта. 

Как показывает практика, это дело нужное. Вот, например, в прошлом году близ Мурманска рухнул железнодорожный мост — нарушился транзит грузов через Мурманский порт. Его клиентам спешно пришлось искать альтернативные маршруты. Здесь как раз пригодились порты Прибалтики.

И в этой связи особенно удивительно, что некоторые латвийские чиновники с  оптимизмом смотрят в будущее. «В ближайшие годы мы планируем небольшой рост», — заявляет глава Латвийской железной дороги Марис Клейнбергс. 

Интересно, о каком росте идет речь? О росте безработицы, долгов и дефицита бюджета? Тогда да — рост будет.    

По словам Цветкова, переориентация транзитных потоков идет максимально быстро. Это, конечно, спорное утверждение. Ведь изначально планировалось, что уже к 2020 году Россия уведет из Латвии почти все свои грузы. Теперь мы видим другой график. Но это уже детали. А суть заключается в том, что процесс идет. И пусть лучше он движется медленно. Портовая инфраструктура строится на десятилетия вперед. Здесь лучше действовать по принципу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Тему белорусского транзита Цветков также затронул, хотя и не сказал ничего конкретного, переговоры между Москвой и Минском продолжаются. Но тут появилась еще одна интересная новость — Белорусская нефтяная компания не стала продлевать долгосрочный контракт на транспортировку нефтепродуктов в Клайпедский порт. С января они будут перевозиться в соответствии с текущими потребностями Беларуси без каких-либо обязательств. О чём это говорит? 

О том, что Минск не знает, какие объемы нефтепродуктов продолжат идти через Клайпеду. Они могут остаться прежними, а могут резко упасть. 

С выводами торопиться не будем. Пока что Россия и Беларусь не заявляли о конкретных договоренностях по перевалке нефтепродуктов через порты Ленинградской области. И я не уверен, что эти договоренности будут. По двум причинам. Первая — экономическая (думаю, пояснять не надо). А вторая — политическая. Можем ли мы быть уверены, что Лукашенко искренне хочет увести белорусский транзит из Клайпеды? Почему мы так думаем? Потому что он так сказал? Да он много чего говорит. Недавно сказал, что его загнали в одну команду с Путиным.

Ну вы понимаете. Человека загнали — заставили перейти на сторону Путина. А сейчас заставляют наладить транзит грузов через российские порты. Мне кажется, это уже не самая лучшая почва для сотрудничества.

Читайте также
25 декабря 2020
В Латвии надеются, что ЕС будет накладывать на Россию экологические пошлины за переориентацию грузовых потоков, которая сопряжена с увеличением выбросов в атмосферу углекислого газа.
23 декабря 2020
Перевалка российского угля через порты Риги, Вентспилса и Лиепаи остановилась практически полностью — грузы не поступают уже третий месяц.
16 декабря 2020
Президент Беларуси Александр Лукашенко сдержал данное ранее слово переориентировать все торговые потоки с литовских портов на другие и таким образом «проучил хамов». Об этом заявил политолог Сергей Михеев.
14 декабря 2020
Старое и новое правительства Литвы поддерживают инициативу бывшего кандидата в президенты Беларуси Светланы Тихановской ввести санкции против белорусских предприятий, продукция которых идет на экспорт через Клайпедский порт.