Спешу сообщить вам радостную новость — Литва обрела энергетическую независимость от России. Вернее, получила уже давно, но распробовала ее только сейчас.
Если вы интересуетесь Прибалтикой, то знаете, что в Клайпеде стоит терминал сжиженного природного газа под названием Independence. Огромная махина, у которой есть две проблемы. Во-первых, СПГ традиционно стоит дорого — на порядок дороже российского трубопроводного газа. Во-вторых, Литва арендует терминал и заставляет промышленных потребителей выплачивать налог на его содержание. Больше всех платит концерн Achema — крупнейший в Восточной Европе завод по производству азотных удобрений. Руководство предприятия считает это несправедливым. Дело дошло до суда. В итоге компания — оператор СПГ-терминала Klaipedos nafta взяла кредит на его содержание, чтобы угомонить Achema.
В общем, энергонезависимость Литвы превратилась в какой-то анекдотический сюжет. И мы его активно использовали на сайте RuBaltic.Ru. Если собрать все наши язвительные публикации об СПГ-терминале в Клайпеде, то можно отдельную книгу издавать. Но на днях директор Klaipedos nafta Дарюс Шиленскис, как говорится, закрыл рот всем хейтерам.
За прошедший год на литовском терминале было регазифицировано 23,9 тераватт-часа топлива. Это — рекордный показатель. Но дело даже не в объеме. По словам Шиленискиса, сегодня потребители природного газа могут покупать его по рыночной цене.
«Без терминала СПГ в качестве альтернативы трубопроводному газу из России это было бы невозможно. Наши расчеты показывают, что в течение газового 2020 года потребителям природного газа Литвы было поставлено более 70% от общего объема потребленного природного газа с терминала СПГ».
Ну, это старая байка. Сначала Литва кричала о том, что она слезает с российской газовой иглы. Но вместо американского СПГ в Клайпеду пришла продукция «Новатэка». А почему бы и нет? Расценки у российской компании самые демократичные. Настолько демократичные, что литовские спецслужбы уличают ее в коварном демпинге.
«"Новатэк" мог предложить низкую цену только благодаря российской власти, у которой есть цель занять всё большую долю рынка СПГ и созданных для экспорта СПГ условий. Поэтому "Новатэк" заинтересован в достижении этой стратегической цели — повышении объемов торговли через Клайпедский порт и закреплении на рынке СПГ стран Балтии», — говорится в одном из отчетов Департамента госбезопасности Литвы.
Впрочем, какая разница? Рынок СПГ — он же глобален и интернационален. То есть трейдер может быть американским, газ — российским, судно — норвежским. Всё перемешано. Поэтому Литва для оправдания своей авантюры взяла на вооружение другой аргумент: терминал в Клайпеде помогает «сбить» цену на газ. Об этом и говорит Шиленскис. Но он врет.
Низкие цены — это не результат того, что «Газпром» утратил свое монопольное положение на литовском рынке.
Еще до эпидемии коронавируса в Европе образовались большие излишки газа. Европейцы дружно забили под завязку свои газовые хранилища, опасаясь остановки украинского транзита. Такая опасность была, но «Газпром» и «Нафтогаз» в итоге ударили по рукам, причем украинская ГТС сохранила солидные объемы прокачки голубого топлива (65 миллиардов кубометров в 2020 году и по 40 миллиардов в последующие годы).
Добавим к этому аномально теплую зиму и резкое падение цен в Азиатско-Тихоокеанском регионе, из-за которого поставщики СПГ ринулись в Европу. Ну и, наконец, коронавирус — обвальное снижение спроса на энергоресурсы.
Сегодня газ везде очень дешевый. Даже в тех странах, где нет СПГ-терминалов. И они почему-то не кричат, что им приходится переплачивать за российское топливо. Кстати, «Газпром» сам меняет систему ценообразования на европейском рынке в сторону более значительной привязки к спотовым ценам.
Если вас что-то не устраивает — подавайте на «Газпром» в суд. Литва именно так и поступила в 2012 году, но Стокгольмский арбитраж встал на сторону российской компании. А с Польшей всё вышло по-другому: «Газпром» выплатил ей компенсации в размере 1,5 миллиардов долларов за экспорт газа по «несправедливым» ценам. И при чём здесь СПГ-терминалы? Да ни при чём. Просто господин Шиленскис вешает нам лапшу на уши.