Проектор

«Сожгли всех огнеметом»: как Латвия убила свою банковскую систему

Поводом для записи этого ролика послужили записи в Твиттере министра обороны Латвии Артиса Пабрикса, который внезапно озаботился состоянием финансового сектора своей страны. 

Написал он следующее:

«Пора всем признать, что требования в отношении банковских клиентов являются чрезмерными и неразумными. И были введены, прикрываясь вопросами безопасности. <...> Американцы не просили у нас и половины от того, что мы сами сделали, по-мазохистски стреляя себе во все возможные места».

Что всё это значит и при чём здесь американцы? Те, кто интересуются событиями в Прибалтике, должны быть в курсе. Ну а все остальные – усаживайтесь поудобнее. Расскажу вам занимательную историю. 

Есть такая маленькая страна Латвия, которая до недавнего времени была без преувеличения одним из мировых финансовых центров. 

Через ее банки проходило до 1% всего долларового оборота, на долю зарубежных вкладчиков приходилось более 12 миллиардов евро.

А потом грянул гром. Американский Минфин обвинил руководство латвийского банка ABLV в отмывании денег, в подкупе чиновников и даже в финансировании северокорейской ядерной программы. Что из этого правда, а что клевета? 

В Латвии решили не вдаваться в подробности и ликвидировали ABLV, являющийся одним из крупнейших (если не крупнейшим) банков с национальным капиталом.

«События прошлого (2018) года продемонстрировали, что руководители Латвии, к примеру, не просто не готовы защищать свою банковскую сферу от посягательств извне — они не делают это даже в том случае, когда обвинения носят неподтвержденный характер. Это говорит о том, что правительство страны не является в полной мере самостоятельным в принятии решений и ориентируется на мнения представителей ведущих западных держав», — утверждает латвийский экономист Александр Васильев.

На этом история не закончилась. Для закрепления успеха латвийская Комиссия рынка финансов и капитала начала кошмарить другие банки. Потом новый глава правительства Кришьянис Кариньш заявил, что «прежнего косметического ремонта в финансовом секторе недостаточно, нужен ремонт капитальный».

Отремонтировали так, что теперь сами хватаются за голову. Нерезидентов просто выдавили из страны, а к резидентам начали предъявлять непомерно высокие требования.

Предприниматели, политики и отраслевые специалисты жалуются на то, что Служба финансовой разведки Латвии «сожгла всех огнеметом».

Кариньш поначалу радовался: прибалтийскую республику не включили в так называемый «серый» список. А потом он же признался, что из-за слишком высоких требований инвесторы поворачиваются спиной к Латвии. Как говорится, заставь дурака Богу молиться...

Самое забавное, что сейчас Латвия активно переманивает к себе предпринимателей из Беларуси.

«Что такое белорусские предприятия — резиденты или нерезиденты? Нерезиденты! Какой был посыл для банков и требования к ним — отказаться от нерезидентов! Белорусский предприниматель является резидентом третьей страны вне ЕС. Какова вероятность, что банки этому нерезиденту откроют счет? Ноль! Сюда никто переселиться не сможет, потому что они просто здесь не откроют счет. А жить без счета очень трудно. Конечно, зависит от бизнеса, но… Если это действительно производственное предприятие, то без счета его открывать невозможно. Ну, а кроме того, белорусы не смогут доказать происхождение денег 30-летней давности, которые не связаны с "батькой" или еще какими-то его приближенными», — утверждает мэр Вентспилса Айвар Лембергс.

«Мы можем говорить об открытии счета белорусскому предприятию только в том случае, если у него есть представительство в Латвии, бизнес в Латвии и оно может обосновать, что ему нужен счет именно в Латвии. 

Если эта компания работает только в Беларуси и пока в Латвии ничего не делает, а только теоретически хочет, то счет в банке будет открыть нелегко. 

Потому что придется объяснять происхождение денег и пройти проверку клиента, как того требует закон. Плюс к этому им надо брать во внимание банковский внутренний уровень риска», — представитель Swedbank Янис Кропс.

Остается только добавить, что на латвийские банки продолжают оказывать серьезное давление. Как минимум — информационное. И это не удивительно. В ситуации с ABLV Латвия показала, что готова без боя сдать свой банковский сектор. Для мировых финансовых центров это был сигнал: вот она — легкая добыча, можно брать ее голыми руками.

Читайте также
22 сентября 2020
Европейский союз отказался финансировать покупку новых дизельных поездов для латвийской госкомпании железнодорожных пассажирских перевозок Pasažieru vilciens (PV).
25 сентября 2020
С 2006 по 2017 год через латвийские банки предположительно были «отмыты» сомнительные средства на сумму не менее 7,6 миллиарда долларов.
21 сентября 2020
«Латвийская железная дорога» (ЛЖД) пожаловалась на потерю грузов из России. При этом Латвия предпочла даже не ввязываться в борьбу за новые грузовые потоки из Беларуси, в которых она остро нуждается.
17 сентября 2020
Разработанная в Латвии методология торговли электроэнергией с третьими странами создает возможность для проникновения в Прибалтику продукции БелАЭС.