Проектор

Лукашенко накажет Литву за попытку его свержения

Власти Литвы недавно обеспокоились экономическими последствиями забастовки в Беларуси. Вы, наверное, уже догадались, о чем идет речь. А если нет, я сейчас все поясню. Есть в Литве такое предприятие — Клайпедский порт. Его работа создает примерно 7% ВВП страны. А его главный партнер — Беларусь. Примерно треть от общего объема перевалки грузов приходится на белорусский транзит. Причем этот поток ежегодно растет. Растет внушительными темпами. 

Если в 2013 году Клайпедский порт обработал 9 миллионов тонн грузов из Беларуси, то в 2019 году — уже почти 15 миллионов тонн. «Несмотря на эти цифры, дирекция Клайпедского государственного морского порта и государство решили инвестировать, чтобы эти потоки росли и дальше, чтобы мы могли создать условия для своих партнеров и друзей из Беларуси», — рассказывал временный руководитель Клайпедского порта Видмантас Паукште.

Если у тех же латвийских портов дела идут из рук вон плохо, то у Литвы все нормально. Клайпедский порт уверенно смотрит в будущее. У него есть Беларусь.

Лукашенко уже пугал литовцев, что перенаправит транзитные потоки, если Вильнюс не прекратит противодействовать Белорусской атомной электростанции: «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу по многим вопросам, которые мы им предложим, они будут иметь определенный (и немалый) эффект».

В Литве не воспринимают эти угрозы всерьез. Когда от министра транспорта и коммуникации Рокаса Масюлиса требовали ответить, почему правительство не реагирует на попытки Латвии переманить у Клайпеды белорусские грузы, он призывал не паниковать. Ведь белорусским поставщикам пользоваться услугами латвийских портов невыгодно.

Наилучшие с точки зрения логистики условия предлагает Литва. А Лукашенко из двух коммерческих предложений всегда выбирает самое выгодное.

Так и есть: переориентации белорусского транзита не произошло. Пока не произошло. В Клайпедском порту забеспокоились, что на какое-то время они все-таки потеряют белорусскую продукцию. Виной тому забастовка в соседней стране. По СМИ проходила информация об остановке работы производителя удобрений «Беларуськалий». 

Это то самое предприятие, на котором стачечным движением руководил мужчина, сбежавший с допроса КГБ через форточку и каким-то образом очутившийся на Украине. 

Так вот, в Клайпеде на обработку продукции «Беларуськалия» заточен отдельный терминал насыпных грузов. В случае остановки транзита работы ему хватит на 2–3 дня.

Пока что, по словам министра транспорта и коммуникаций Литвы Ярослава Наркевича, протесты в Беларуси никак не повлияли на работу Клайпедского порта. Но еще не вечер. Светлана Тихановская как раз из Литвы призывает соотечественников усилить экономическое давление на Лукашенко.

Ну да ладно, забастовки — это временное явление. Ради свободы и независимости братьев-белорусов можно и потерпеть. Но если власть Лукашенко устоит (а она, судя по всему, устоит), то Клайпедский порт рискует в принципе попрощаться с белорусским транзитом. Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис этого не исключает: «Такие рычаги всегда пытаются использовать. Сегодня мы можем сказать только одно — что более эффективного, дешевого и экономически выгодного пути для белорусских грузов, чем через Клайпеду, нет».

Наркевич добавляет: угроза отказа Беларуси от услуг Клайпедского порта минимальна. Ну потому что «бабло побеждает зло». 

Лукашенко, как и подобает бывшему директору совхоза, в своем хозяйстве каждую копейку считает. 

Только теперь Литва и Польша стали для него откровенно враждебными государствами. Конфронтация вышла на совершенно новый уровень. И я бы не исключал, что белорусские грузы начнут уходить из Клайпеды. Главный вопрос — куда? В соседнюю Латвию, которая хоть и присоединилась к хору критиков Лукашенко, но ведет себя более сдержано? Или лучше сразу в Усть-Лугу Ленинградской области?

Одно можно сказать наверняка: потеря белорусского транзита Литву не образумит. «Литовские власти сейчас будут просто игнорировать все экономические потери в стране, все тревожные сигналы, которые они будут получать от бизнеса, потому что хозяева литовского руководства требуют, чтобы те давили политически на Минск. А это политическое давление будет приводить к разным негативным последствиям. И ничего хорошего здесь Литву не ждет. Но, как известно, США мало считаются с литовской экономикой, потому на эти потери никто не будет обращать внимания, кроме тех, кто будет их нести», — утверждает экономист Василий Колташов.

Читайте также
24 августа 2020
Забастовки в Беларуси могут негативно повлиять на работу Клайпедского морского порта, около трети грузооборота которого составляют белорусские грузы. Лукашенко вполне может отомстить прибалтийской республике за поддержку белорусской оппозиции и привести в исполнение свои давние угрозы — перераспределить транзитные потоки в пользу других стран.
25 августа 2020
Действия Польши и стран Балтии в белорусском кризисе все более диссонируют с осторожным поведением их западных союзников. Поведение западных соседей Беларуси во многом определяется идеологией, но у Польши и Прибалтики хватает и рациональных причин вести себя деструктивно.
25 августа 2020
Польский евродепутат Яцек Сариуш-Вольский на внеочередном заседании комитета Европарламента по иностранным делам вновь предложил Евросоюзу ввести санкции против России из-за ситуации в Беларуси.
25 августа 2020
Президент Литвы Гитанас Науседа призвал соседние с Беларусью страны активнее содействовать переменам в республике.