В России вот-вот может взорваться настоящая историческая бомба. Государственная дума готовится рассмотреть законопроект об отмене советского постановления, осуждающего пакт Молотова — Риббентропа. Документ внес на рассмотрение депутат Алексей Журавлев, чем сильно взволновал Прибалтику.
Первым возмутился министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс: «Если это получит продолжение, мы категорически и решительно будем реагировать, координируя действия, как мы это делали и до сих пор».
Продолжения пока не было, но реакция стран Балтии не заставила себя долго ждать. На днях Комитеты по иностранным делам парламентов Литвы, Латвии, Эстонии и примкнувшей к ним Польши призвали Госдуму отказаться от рассмотрения законопроекта Журавлева.
«Мы посылаем сообщение о том, что оккупированные Советским Союзом страны объединены против попыток пересмотреть историю и таким образом оправдать нынешнюю агрессивную политику Российской Федерации в отношении соседних стран», — заявил председатель комитета по иностранным делам литовского Сейма Юозас Бернатонис.
Давайте разбираться, о чем идет речь. Думаю, советско-германский договор о ненападении в комментариях не нуждается. Все мы со школьной скамьи помним, как «два усатых тирана в 1939 году поделили Восточную Европу и развязали Вторую мировую войну». Я учился по украинским учебникам.
Через полвека архитекторы перестройки решили разобраться с этими событиями. Была создана специальная комиссия под руководством Яковлева, на основании ее выводов съезд народных депутатов СССР принял постановление «О политической и правовой оценке советско-германского Договора о ненападении от 1939 года».
Если вкратце, суть такова: сам Договор вроде бы неплохой и даже не расходится с нормами международного права, но секретные протоколы никуда не годятся. Сталин использовал их «для предъявления ультиматумов и силового давления на другие государства». Дело было в декабре 1989 года. Депутаты спешно покаялись и с чистой совестью ушли на новогодние каникулы.
Потом Союз распался, но в России как в стране-правопреемнице упомянутое постановление продолжает иметь законную силу. Госдума его не отменяла и не пересматривала. Хотя такое решение явно назрело.
В прошлом году мы как раз беседовали об этом с директором фонда «Историческая память» Александром Дюковым:
«Упомянутая декларация Верховного Совета, на мой взгляд, по содержанию довольно примитивна. За прошедшее время опубликовано слишком много новых документов, чтобы соглашаться с трактовками постановления Верховного Совета 1989 года. Сами подумайте: тогда не были доступны ни тематические папки Политбюро, ни документы Министерства иностранных дел, ни документы советской разведки, которые описывали ситуацию в 1939 году. Практически ничего не было известно. То есть люди, которые ничего не знали, у которых представление о происходящем находилось на "околопещерном" уровне, принимают декларацию. Хорошо, но это документ того времени. Почему мы должны ориентироваться на него сегодня?»
Позиция президента России тоже претерпела существенные изменения. Раньше он осуждал пакт Молотова — Риббентропа, называл его аморальным и призывал своих западных партнеров точно так же раскаяться за Мюнхенский сговор. Но партнеры к нему не прислушались.
Свои скелеты из шкафа не достали ни Франция, ни Англия, ни Польша — никто. Каяться почему-то должна только Россия.
Более того, в Европе активизировались попытки возложить на СССР ответственность за развязывание Второй мировой войны. Чашу терпения Путина переполнила скандальная резолюция Европарламента, которая поставила знак равенства между нацистским и коммунистическим режимами. После этого президент России отказался от осуждения Пакта Молотова — Риббентропа.
Но это мнение отдельно взятого человека, и оно не отменяет того факта, что на территории России продолжает действовать горбачевское постановление «О политической и правовой оценке советско-германского Договора о ненападении от 1939 года». Алексей Журавлев как раз предлагает это исправить — признать постановление недействующим.
Если Госдума поддержит его инициативу, то автоматически возникнет необходимость дать новую оценку Пакту Молотова — Риббентропа.
Но с этим проблем не возникнет. Сообщество профессиональных российских историков уже расставило все точки над і. Договор с Гитлером в августе 1939 года был единственно правильным решением. Он помог Советскому Союзу отсрочить начало войны, отодвинуть на запад свои европейские границы и подготовиться к нацистской агрессии. Стыдиться здесь нечего.
Параллельно было бы неплохо дать оценку самому постановлению съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года. Он стал настоящим подарком народным фронтам Литвы, Латвии и Эстонии. И этот подарок им преподнесли с подачи прораба перестройки, который, как позже выяснилось, сознательно уничтожал советское государство.
Интересное совпадение, не правда ли?