Сибирь — это естественный логистический узел между Западной Европой, Северной Америкой, Восточной Азией и Арктикой. Выгодное расположение территории – безусловно, мощный стимул для развития транспортной отрасли, но темпы роста все равно оставляют желать лучшего - региональная инфраструктура просто не соответствуют запросу времени и требованиям экономики. Проблема осложняется сегодняшней крайне жесткой политической ситуацией.
Между тем развитие транспортной отрасли Сибири является ключом, неотъемлемым шагом для ускорения экономического и социального роста. Вместе с подъемом транспортной отрасли серьезный толчок получат и другие сферы, поскольку доступность, безопасность и качество транспортных услуг во многом определяет эффективность развития бизнеса и социальной сферы в целом. Такой ощутимый результат уже был на рубеже XIX-XX веков, благодаря строительству Транссибирской железнодорожной магистрали.
Одной из первых территорий, которые могут получить новые возможности, благодаря транспорту, должно стать Прибайкалье. Здесь, по утверждениям экспертов, уже сейчас накоплен серьезный финансово-промышленный потенциал, который может быть задействован в данном процессе. Иркутскую область, жители региона называют «серединой земли». Причина тому – именно географическое положение, как раз посередине между Европой и Азией, что дает все шансы на превращение в серьезный транспортно-логистический узел. Предпосылки есть, но есть и комплекс проблем, которые в итоге могут стать непреодолимым барьером между светлым будущим и серым настоящим.
Особенно ярко проблемы транспорта ощущаются на севере области. Без развития транспорта, автодорожной сети здесь невозможно решение назревших еще с Советских времен вопросов: проблемы в сфере ЖКХ, обеспечения населения чистой питьевой водой, водоотведения, очистки сточных вод, электроснабжения, реконструкции тепловых сетей и многое другое. Транспорт на севере – это не только системообразующая отрасль, но и возможность выжить для людей.
По словам депутата Законодательного Собрания Иркутской области Николая Труфанова, в регионе до сих пор есть районы, которые по сути отрезаны от транспортных коммуникаций. В Бодайбинский, Мамско-Чуйский и Катангский районы кроме как на самолете из Иркутска никак не добраться, при этом стоимость авиабилетов для населения просто зашкаливает.
На протяжении долгого времени Законодательное Собрание постоянно подталкивает региональное Правительство к выделению дотаций из областного бюджета на покрытие затрат на перелеты людей. Задача непростая, и как говорит северный депутат Николай Труфанов, даже эти дотации сегодня не особо помогают. Выделяемых средств все-равно не хватает для обеспечения существующих потребностей людей. Как признаются местные парламентарии, единственный выход из сложившейся ситуации увеличение выделяемых субсидий из федерального бюджета.
Совсем недавно Труфанов, комментируя положение севера Иркутской области, заявил:
«Северу сейчас прежде всего нужно нормальное финансирование, а не надежды. Если будем рассуждать в таких понятиях, как «дорого», «экономически необоснованно», принимать решения, исходя из этого, то какое будущее будет всех нас ждать? А будущее у северных районов есть, кто бы что не говорил! Именно здесь, на севере, сосредоточена значительная часть ресурсного и промышленного потенциала региона, и северяне однозначно заслуживают того, чтобы жить и работать в нормальных, человеческих условиях».
Действительно, по иронии судьбы, большая часть ресурсного потенциала Иркутской области сконцентрирована именно в северных районах. Но чтобы этот потенциал развивать, нужно принципиально изменить уровень транспортной доступности территорий. И здесь нужен комплексный подход, как регионального, так и федерального уровня. Подход, направленный не просто на развитие логистических схем, но и параллельное социально-экономическое развитие северных муниципалитетов. Если такой подход будет реализован, то Иркутская область сделает очень большой рывок по целому ряду показателей. Именно этого сегодня ждут в регионе, в связи со сменой руководства области. Перед вновь сформированным региональным Правительством стоит множество непростых задач, но транспорт – один из главных вопросов. От его успешного решения зависит будущее.