Persona Grata Persona Grata

Все видят. Все знают. Все говорят. Ничего не происходит.

"От того, чему сегодня учит ваша школа, зависит то, чем спустя поколение будет заниматься ваше правительство." Это сказал Авраам Линкольн, имея в виду, конечно, собственную — американскую — школу и — американское же — правительство. Впрочем, правило Линкольна работает и спустя полтора столетия. На всех континентах. Какая школа — такое правительство. 

Выходит, чтобы взять под контроль правительство, не обязательно покупать министров, расстреливать дом правительства из танков или жечь перед ним покрышки. Достаточно вовремя проложить дорогу в школу. Все остальное — дело времени.

И.Ликарчук, руководитель Украинского центра оценивания качества образования, цитата из выступления на  пресс-конференции:

"Результаты по математике слишком неутешительны. 24% абитуриентов не смогли решить 10 очень простеньких задач и, соответственно, не преодолели порог. По моему мнению, это скандал. Максимально возможное количество баллов набрали только 684 человека из 105 тыс."

Это — новости с братской Украины. Там подвели итоги экзаменационной кампании. И ужаснулись.

И.Ликарчук, руководитель Украинского центра оценивания качества образования, цитата из выступления на пресс-конференции:

"Английский сдавали 71 тыс. абитуриентов. Из них только 13 человек набрали максимальное количество тестовых баллов. А не преодолели порог 13,3%, или 9 тыс. 480 абитуриентов... Неутешительным является тот факт, что 40% абитуриентов не знают, о чем говорится в "Слове о полку Игоревом ". 70% не смогли ответить на вопрос, когда Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. А это было в 2014 году, после Майдана".

А в чем проблема-то? Какое еще "Слово"? Какой Полк? Какой Игорь? Настоящему патриоту достаточно знать, как выглядит флаг Евросоюза и в каком примерно направлении находится Польша. Образовательный минимум. Что-то до боли напоминает, не так ли? И точно! Столь впечатляющий результат едва ли мог быть достигнут на Украине, если бы не программа Зовнишне Незалежне Оценювання — Внешнего Независимого Оценивания. Сокращенно — ВНО. Это тесты, которые — точно так же, как и у нас — украинские школьники сдают при поступлении в университеты. 

При содействии международных фондов, с дружеской иностранной помощью Украина вляпалась в это самое ВНО чуть раньше, чем Россия — в ЕГЭ. А потому у нас есть возможность увидеть наглядные результаты, так сказать, лабораторного эксперимента. 

Обо всем этом можно прочитать на сайте украинского министерства образования, заботливо объясняющего выпускникам Крыма и Донбасса, как попасть в украинские вузы.

Правда, почему-то у сайта, в отличие от сайта Порошенко, нет русскоязычной версии, но это ведь ерунда, правда? Экзаменов по русскому киевское ВНО все равно не предусматривает. Зато на страничке минобра — физиономии заместителей нового министра, двадцати-тридцатилетних гражданских активистов с опытом майданной работы. Помните Линкольна — сегодня школа, завтра — правительство? Впрочем, потешаться тут не над чем.

В смысле образования Украина и Россия сидят за одной партой. И, мягко говоря, не на первом ряду.

Цитата из журнала «Эксперт»:

"В Чианг-Мае (Таиланд) завершилась 56-я Международная математическая олимпиада. Сборная российских школьников показала на ней небывалые результаты: впервые за всё время участия в подобных соревнованиях, то есть более чем за полвека, наши ребята не получили ни одной золотой медали. Никогда ещё не случалось, чтобы никто из шестерых членов нашей сборной не сумел решить хотя бы четырёх из шести олимпиадных задач; теперь случилось. Победили школьники США; наша команда по сумме баллов, завоёванных участниками, стала восьмой, а в командном зачёте (по медалям, как на спортивных олимпиадах) – двадцать первой".

Какая неожиданность! Наверное, нашей сборной по математике просто не сумели подобрать хорошего иностранного тренера? Футболистам вон тоже не везет. А может быть, дело в чем-то другом?

Цитата из журнала «Эксперт»:

"Мы увидели результаты проходивших в последнее десятилетие процессов деградации и школьного образования вообще, и системы работы с одарёнными детьми — в особенности. Множество стран внимательно изучали отечественную систему, основы которой заложил великий Колмогоров, – и изучили. Команды этих стран теперь и обгоняют нас в итоговых таблицах ММО. Мы же у себя эту систему всем ходом реформы образования старательно загоняем под плинтус. А теперь математику в наших школах стало можно и совсем не учить — так лет через пять мы пропустим вперёд и Зимбабве, и Вануату".

Нет, не пропустим. Нам на помощь спешит простой американский учитель! "Учитель для России". Так называется стартующий со дня на день новый курс школьного образования, на базе дочерней структуры международной организации "Teach for all". Авторы проекта заявляют: "Изменения через людей — это самое действенное средство". А поскольку уровень образования в России серьезно упал, особенно в математике — вот прямо так и написано на сайте — пришла пора идти в народ. Ну, в наш народ, не в американский, конечно.

На какие деньги содержится все это хозяйство, на каком основании по стране объявлен набор учителей-волонтеров, что обо всем этом думает Министерство образования, выяснить очень трудно. А вот если зайти на сайт головной организации, то там — в разделе "попечительский и наблюдательный советы" — открывается целая панорама лиц и организаций, которые, несомненно, спят и видят — как бы сделать этих русских поумнее. Бостон Консалтинг, Голдман Сакс, Ролс-Ройс, Всемирный Банк, Институт Брукингса.

Уж они-то дурного не посоветуют, так ведь? В связи с этим только один вопрос — на каком основании этот цирк рассчитывает отправиться на гастроли уже 1-го сентября?

А.Маркович, сооснователь программы "Учитель для России" (цитата из публикации на сайте nakanune.ru):

"Мы ищем не только тех, кто может стать педагогом; мы ищем тех, кто сможет стать "агентом перемен" в сфере образования. По опыту других стран, 40–70% выпускников программы, так или иначе, продолжают деятельность в сфере образования. Кто-то остается преподавать в школе; кто-то становится директором школы; кто-то открывает свои учебные центры и создает технологические стартапы... многие становятся чиновниками в сфере образования, политиками и общественными деятелями. Поэтому лидерские качества так важны в нашей программе.

Пока проект запускается только в Московской области, однако участников для него отбирают по всей России. Скоро проект планируют расширить и на другие регионы".

Е.Спицын, историк, педагог:

"Они почему сейчас запускают эту программу? Это совершенно очевидно: сейчас наступает переломный момент. Старая — советская —школа, то есть педагоги, успевшие получить образование в советских вузах, уходят, это — естественная смена поколений. Им на смену придет новая когорта педагогов. Они воспитываются сейчас в болонской системе образования, их учат не фундаментальным знаниям, их учат технологиям".

Ситуация в российском образовании развивается по привычной схеме: Все видят. Все знают. Все говорят. Ничего не происходит. 

Конечно, абсурдно рассчитывать, что живущая одним днем компрадорская экономика, нуждающаяся лишь в низко- и среднеквалифицированной рабочей силе, могла бы терпеть рядом с собой выдающуюся школу. Это было бы не по-рыночному как-то. "Слишком много умных" — вот истинный лозунг всех образовательных реформ — что на Украине, что в России. Олигарху не нужны ни школа, ни университет, ни наука. Олигарху нужен баскетбольный клуб Бруклин Нетс, на выкуп которого один из наших хорошо образованных соотечественников готов отстегнуть миллиард — ну, если газета New York Daily News не врет, конечно.

Но для большинства из нас, сирых и убогих, образование — это не десятая или двадцатая тема. 

Это — нравственный и интеллектуальный облик, это — будущее наших детей. 

И если кому-то хотелось бы поставить общество на дыбы, самый простой способ сделать это — заставить людей думать, что это самое будущее тихой сапой передается в чьи-то чужие, пускай и очень заботливые, руки.