Графиня изменившимся лицом бежит пруду. Эта легендарная фраза из телеграмм, которыми Остап Бендер забрасывал подпольного миллионера Корейко, в надежде пробудить в нем совесть или хотя бы страх, довольно точно передает состояние Запада после внезапного ракетного залпа с кораблей каспийской флотилии.
Фрагмент из к/ф «Золотой теленок»:
«Самое главное — это внести смятение в лагерь противника. Враг должен потерять душевное равновесие».
Что, собственно, и произошло.
Увы, высокоточное оружие по-прежнему остается самым надежным способом доставки дипломатической почты.
Вольно или невольно получателями каспийского послания оказались не только террористы в Сирии, но и такие уважаемые джентльмены, как Роберт Карни, Дональд Росс, Дэвид Портер и Дональд Кук — четыре эсминца из американской противоракетной группировки, повадившиеся с некоторых пор заходить на учения в Черное Море. Не нужно прикладывать к карте линейку для того, чтобы сделать выводы о потенциале ракетного комплекса «Калибр».
Цитаты из публикации на сайте thedailybeast.com:
«Ракеты, которым в Пентагоне присвоено обозначение SS-N-30, были практически неизвестны миру до 7-го октября. Даже эксперты по российским вооружениям были удивлены. Кроме того, атака была демонстративной. Во многих смыслах это было послание миру и в частности Америке о том, что некогда разрушенный русский флот снова в строю, и что путинские ракетчики — одни из лучших в мире».
«Томогавки или подобные им ракеты стоят на вооружении всего нескольких стран, но до сих пор только США и Англия использовали их в боевых операциях. Теперь к этому эксклюзивному клубу присоединилась Россия. Это должно беспокоить Пентагон...».
«Интереснее всего то, что Москве удалось разместить ракеты на кораблях, гораздо меньшего размера, чем считалось возможным. В американском флоте Томогавками оснащены подводные лодки, эсминцы и крейсера, каждый из которых обладает длиной не меньше 150 метров и водоизмещением не меньше 9000 тон».
Не нужно и служить в ЦРУ или Пентагоне, чтобы предположить, что «Калибр» — далеко не последний сюрприз, которые русские держат за пазухой. Таким образом, с точки зрения Агитации и Пропаганды, удар «Калибрами» — это вторая — после развертывания в Сирии авиационной группировки — публичная оплеуха натовскому самолюбию с 1992-го года.
Реакцию «международных партнеров», конечно, было нетрудно предсказать. Впрочем, не обошлось и без парадоксов.
Цитата из публикации на сайте thedailybeast.com:
«Авиаудары русских по Сирии свидетельствуют о том, что американская политика успешна, заявил высокопоставленный представитель Госдепартамента шокированным представителям сирийско-американской общины в понедельник. «Если бы мы не ослабили Асада, русским не пришлось бы ему помогать», — считает спецпредставитель США по Сирии Майкл Рэтни».
Вот и разберись, где тут хвост, а где собака.
Гражданскую войну в Сирии вы устроили, чтобы заманить туда русских? «Ослабили Асада» на 200 тысяч жизней?
Впрочем, слова Рэтни до глубины души возмутили тех, кто считает курс Обамы чрезмерно мягким.
Д.Маккейн, сенатор США:
«Ему бы надо в комедийных шоу сниматься. Очень советую. Наверное, если Россия возьмет под контроль всю Сирию и Ирак, то это докажет, что мы их действительно ослабили. Возмутительно. Просто безумие».
Безумие — это очень мягкая формулировка, Джон. Такое ощущение, что каспийский залп стал своеобразным стартовым пистолетом для американской предвыборной кампании.
Фрагменты из выступлений американских политиков на телевидении.
Х.Клинтон, кандидат в президенты США:
«Лично я предложила бы установить над Сирией бесполетную зону и организовать гуманитарные коридоры, чтобы предотвратить бойню на земле и в воздухе. <...> Мы должны четко дать понять — Владимир Путин и Россия не получат влияния на Ближнем Востоке. Мы должны повлиять на наших партнеров, чтобы они присоединились к нам. Мы должны установить бесполетную зону в Сирии и объяснить, что любой самолет, который нарушит её, будет сбит».
К.Фиорина, кандидат в президенты США, отвечает на вопрос диктора:
— То есть вы считаете, мы должны использовать силу против русских самолетов?
— Ну надеюсь, что нет, что до этого не дойдет. Но если дойдет, мы должны быть готовы.
Д.Маккейн, сенатор США, отвечает на вопросы диктора:
— Сэр, если бы вы были президентом и увидели, что русские самолеты бомбят тех, кому мы пытаемся помочь, вы бы стали сбивать эти русские самолеты?
— Нет, но я бы постарался сделать то, что мы делали в Афганистане много лет назад. Мы должны дать этим парням возможность сбивать эти самолеты. У нас есть такая техника.
— Кто будет сбивать русских?
— Свободная Сирийская Армия.
Э.Картер, министр обороны США:
«Мы все еще надеемся, что Россия поймет — она приковывает себя к тонущему кораблю. Это тупиковая стратегия. Я также ожидаю, что в ближайшие дни русские начнут нести потери в Сирии».
«Ожидаю» или «жду не дождусь»? Как-то уж очень нервно — для министра-то обороны. Ведь тем, что США создают и вооружают террористов, мир не удивить.
Хотя всего сорок лет назад студент физфака Йельского университета Эштон Картер и рассуждал несколько иначе.
Э.Картер в молодые годы:
«Бюрократический империализм по сути вынуждает ЦРУ заниматься тем, что мы называем грязными трюками. ЦРУ организует партизанские движения, устраивает перевороты и занимается тем, что называют "внутренней безопасностью"».
Как и ветеран вьетнамской войны Джон Керри, Эштон Картер уже давно не возмущается грязными трюками. Теперь трюки — его работа. Спустя четверть века американцы вытаскивают из сундука геополитическую схему, с помощью которой был разрушен СССР. По соцлагерю, напомню, били с двух направлений. С одной стороны, выращивалась революция в Польше, и Москву в какой-то момент поставили перед выбором — вводить или не вводить войска. С другой стороны — на Востоке — американцами был спровоцирован кризис в Афганистане с точно такой же развилкой — вводить или не вводить. В Польшу не в ввели, в Афганистан ввели. Называлась эта стратегия «Ловушка для медведя», Bear Trap.
Завязалась изнурительная война, в которой Советской Армии противостояли, конечно, никакие не крестьяне с берданками, а Пентагон и Центральное Разведывательное Управление. Вместе с Саудовской Аравией, Пакистаном и другими союзниками американцы организовали переброску в Афганистан наемников. Обучили их, дали в руки стингеры.
Однако главной задачей было не нанести поражение 40-й армии — это было бы попросту невозможно, а деморализовать советское общество, внушить ему, что все происходящее абсурдно, нелепо, ненужно.
Отсюда — проводившиеся в Париже, Лондоне или Нью-Йорке пресс-конференции с советскими военнопленными и перебежчиками. (ФОТО, ВИДЕО)
Психологическая, информационная война, война за умы. В результате, Афган — сбылись мечты Бжезинского — стал для СССР Вьетнамом наоборот.
Если Вьетнам едва не опрокинул Западное общество, то Афган советское — опрокинул.
Из песни О.Газманова:
«Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,
Кто карьеры не делал от солдатских кровей...».
И сегодня информационная война ведется по тем же замусоленным методичкам. Кто вспомнит теперь, что звезда Савика Шустера, закончившего, кстати, как и Бжезинский, университет МакГилла, всходила когда-то в Афганистане? А нобелевская премия, выданная на днях, словно натовский сухпай, перестроечной журналистке Алексиевич? «Цинковые Мальчики» — литературное бессмертие себе Алексеевич зарабатывала на Афгане. А вот, смотрите, на киевском телевидении еще один персонаж пытается вызвать у зрителей правильные ассоциации. Старые кони выходят на привычную борозду.
И все же в 80-х такая Агитация и Пропаганда сработала. Несмотря на то, что армия действовала эффективно, несмотря на успешные попытки контригры в Латинской Америке, где Москва поддерживала революционные движения, несмотря на свою абсолютную стратегическую неуязвимость, СССР был разрушен. Проблемы в экономике, разложение элиты и девальвация идеологии привели сначала к Перестройке, а потом и к позорному уходу из Афганистана. Но Афганистан не остался в Афганистане. Афганистан пришел в Среднюю Азию и на Кавказ. Вернее, его туда доставили, конечно.
Кровью сотен тысяч людей, погибших в локальных конфликтах на постсоветском пространстве, доказано — засунуть голову в песок, спрятаться, притвориться, что это далеко и это тебя не касается — не удастся. Весь мир на передовой. Вчера Польша и Афганистан. Сегодня — Украина и Сирия. Завтра?
Вопрос лишь в том, в какой степени к этому готовы экономика, элита и общество в целом. И вот тут может оказаться бессильным самое высокоточное оружие. Просто потому, что в подобных обстоятельствах иногда бывает необходимо открывать огонь по штабам.