Persona Grata Persona Grata

Лекарство от национализма или в чем секрет сплоченного общества?

Васнецовский витязь на распутье был бы сегодня весьма озадачен, наверное. Традиционные три дороги с некоторых пор сходятся в одну. Куда ни поверни, всё равно идешь направо. Неважно — в Европе, в Азии, в России или в Америке. 

Реванш правой или ультраправой идеологии напрямую связан с тотальным экономическим кризисом, обостряющим противоречия между государствами и народами внутри государств. Кризис порождает безработицу. Безработица — войну. Война — беженцев и мигрантов. Беженцы и мигранты — националистов любых форм и расцветок.

Реакция. Нас уверяют, что защитная.

Если с лозунгом «Сделаем Америку снова великой» кандидатом от республиканской партии станет Дональд Трамп — а так называемый выборный супервторник дал Трампу немалые шансы — это будет результатом коллективных усилий нескольких президентов, без устали грабивших — Ближний Восток, соседнюю Мексику, да и собственную страну тоже. Зато теперь, на радость каким-то шутникам, олигарх и скандалист Трамп шокирует публику своей эрудицией.

Диалог из видеоролика, приведенного выше:

Ведущий: Вы перепостили в твиттере фразу пользователя Дуче-2016: «Лучше прожить один день львом, чем сто лет овцой». Это известное высказывание Муссолини. Вам оно нравится?
Трамп: Да ничего страшного. Муссолини это Муссолини. Высказывание отличное. Я знаю, что это он сказал, но какая разница, Муссолини или кто-то другой?

Это все ужимки и прыжки их избирательной кампании, конечно. Страшный, ужасный, ненавидящий мусульманских и мексиканских мигрантов Трамп, если его выдвинут, окажется отличным пугалом для избирателя и... удобным трамплином для роковой женщины. Женщины-Вау. Женщины, у которой с Муссолини, надо заметить, тоже немало общего. Если поинтересоваться у жителей Ливии, например.

Дональд Клинтон или Хиллари Трамп — нам-то какая вообще разница? Слушать надо совершенно других людей. Например, главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе.

Ф.Бридлав, командующий объединенными силами НАТО в Европе, цитата из публикации на сайте eucom.mil: 

«Проблема с Россией никуда не денется. Она представляет долговременный вызов для европейского командования вооруженных сил США и для нашей страны. Россия являет собой экзистенциальную угрозу США и НАТО в целом».

Понятное дело, экзистенциальная угроза должна быть устранена. Иначе для чего НАТО вообще? Однако — и тут нельзя не отдать должное проницательности генерала Бридлава — у России есть ядерное оружие. Поэтому противоборство с ней пока что будет сводиться к обмену вот такими жестами.

Это второй за неделю показательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Минутмен-3 с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии.

Цитата из публикации на сайте reuters.com:

«Замминистра обороны Роберт Ворк, наблюдавший за стартом, заявил, что тестовые пуски несут послание стратегическим противникам США, таким как Россия, Китай и Северная Корея, о том, что ядерный арсенал Америки по-прежнему эффективен.

— Именно поэтому мы и делаем это, заявил Ворк репортерам перед запуском».

Именно поэтому. Чего ж тут не понять. Мериться боеголовками через телевизор никто не запретит. Но есть и другие, более эффективные и менее затратные способы борьбы с «экзистенциальной угрозой».

Цитата из публикации на сайте foreignaffairs.com:

«По мере ослабления Москвы глобальное джихадистское движение будет заполнять собой вакуум и закрепляться в российских регионах и в Средней Азии.... Итогом будет сценарий Югославия-лайт: насилие и сепаратизм, захватив одну территорию, распространятся повсеместно». 

Эта крайне любопытная статья вот-вот появится в мартовском номере издания Foreign Affairs («Международные отношения»). Оцените название: «Надвигающаяся анархия в Евразии. Риски российской и китайской слабости». Автор — Роберт Каплан, неоконсерватор, один из идеологов американского вторжения в Ирак, придворный эксперт силовых ведомств. Кстати, в 80-е трудился корреспондентом в Афганистане. Статья прогнозирует развитие экономического кризиса в России и Китае, рост националистических настроений там и там плюс настоящий взрыв в Средней Азии.

Предсказатель явно намекает на тюркоязычный пояс, пронизывающий Россию и упирающийся в китайский Уйгуро-Синцзянский автономный район, именовавшийся некогда Восточным Туркестаном. В 90-е эту геополитическую кривую называли еще дугой нестабильности.

Сегодня, со вступлением в игру Турции, что у Каплана на языке, то у Пентагона — на уме.

Цитата из публикации на сайте foreignaffairs.com:

«Политикам в Вашингтоне пора готовиться к хаосу, который может начаться: переворот в Кремле, частичный распад России, исламистская террористическая кампания в западном Китае, партийная междоусобица в Пекине, политическая нестабильность в Средней Азии — все это, может быть, не является неизбежным, но становится все более вероятным. Какую бы форму ни приняла надвигающаяся нестабильность, США придется столкнуться со следующими вопросами: Кто — в случае распада власти в Москве — будет контролировать российский ядерный арсенал? Как США смогут защитить права человека в Китае, если режим решит подавить восстание силой?

Будущие американские президенты должны опираться на силу и осторожность и готовиться действовать в анархии разваливающейся Евразии».

Ну они известные сказочники, конечно. Однако вот в какой интересный контекст случайным образом ложится трагедия с инфернальным убийством в Москве на этой неделе.

Что станет желанной спичкой, способной воспламенить противоречия между людьми и вызревающую в обществе ярость? Югославия-лайт — интересный термин, надо бы запомнить.

Только в случае, если запалить действительно удастся, у нас тут будет не Югославия-лайт, а Югославия-стронг.

Ровно 28 лет назад, кстати, весной 88-го года в азербайджанском городе Сумгаит случилась резня, запустившая цепную реакцию межнациональных конфликтов, которая потом уничтожит Советский Союз. Потом будут Баку, Душанбе, Фергана, Ош, Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье... Но погромная механика после сумгаитского эпизода практически не изменится.

Стартовым сигналом всегда служит сообщение о вопиющем к отмщению преступлении, простить которое, умолчать о котором — невозможно. Если власть охвачена параличом — а Горбачев и Верховный Совет только через два дня перебросили в Сумгаит войска — процесс уже не остановить.

В.Кривопусков, начальник штаба следственно-оперативной группы МВД СССР в Нагорно-Карабахской АО в 1990–1991 гг.:

«Погромщики, разбившись на группы по несколько десятков человек, врывались в квартиры, намеченные заранее. Людей убивали в их же домах, но чаще выводили на улицы или во двор для публичного глумления над ними. Редко кому пришлось погибнуть сразу от удара топора или ножа. Большинство ждали мучительные издевательства. Избивали до потери сознания, обливали бензином и сжигали заживо. Нередки были случаи группового изнасилования женщин и девушек, часто насилие происходило на глазах близких, после чего их убивали. Не жалели ни стариков, ни детей».

Вскоре начнется война. И некому уже будет обратить внимание на то, что арматура, цепи, остро заточенные пики были заранее заботливо подготовлены и подвезены. И поздно будет кивать на происки заграницы, на злобных американцев, на вездесущее ЦРУ, на созданную Бжезинским рабочую группу по делам советских национальностей.

С обеих сторон остались только «мы» и «они». Свои и чужие. Люди и звери. В зависимости от того, с какой ты стороны.

Ну и пошло-поехало. Всплеск национализма на окраинах не мог не вызвать аналогичные процессы в центральной России. Сумгаит из города нефтехимиков стал символом неизбежности распада Советского Государства. А ведь когда-то жизнь там выглядела совсем иначе.

Фрагмент из д/ф Сумгаит (1979 г.), [24:19]

Можно ли этот процесс запустить заново? Да элементарно.

Сегодня этому способствует всё — засилие олигархии, повсеместная несправедливость, деградация образования.

Сам термин «дружба народов» без прочного экономического фундамента — народной собственности на средства производства — превратился в объект издевательств для любых националистов — русских или нерусских. Какая же дружба, если табачок до такой степени врозь?

А ведь когда-то даже нашим международным партнерам казалось, что поссорить этих людей — то есть нас — невозможно.

Вот вам фрагмент из пропагандистского фильма американского министерства обороны. Год выхода — 1942.

Why We Fight: The Battle of Russia (1942 г.), [10:02]

Закадровый текст из фрагмента выше: 

«Люди всех наций и цветов кожи из разных республик Советского Союза. Люди, говорящие более чем на сотне языков. Но все — граждане одной страны.

Великороссы — населяющие эту огромную территорию больше тысячи лет,  или казаки — наездники с Дона, или жители Юго-Западного региона — хлебной корзины СССР — здесь живут малороссы, больше известные как украинцы, или молдаване, или жители Кавказа или причерноморья — армяне, грузины, ингуши, черкесы; или узбеки, туркмены, киргизы, или монголы, башкиры, крымские татары, буряты, якуты из-за уральских гор; или жители полярных районов, охотники — откуда бы все эти люди ни происходили — с крайнего севера, или из великого города Москвы, где древние памятники соседствуют с постройками новой цивилизации, где старые русские дрожки соревнуются с современным автомобилем; рабочие или солдаты, строители или милиционеры; крестьяне, школьники, инженеры, домохозяйки, банковскими служащие, радиожурналисты или балерины...

Что бы они ни делали, где бы ни жили, их объединяет одно — любовь к своей земле. Вот что такое Россия. Крупнейшая в мире страна. Безграничные ресурсы. Население — 193 миллиона. Вот три причины, по которым каждый завоеватель в истории мечтал ее покорить».

И это, повторюсь, американская армейская агитация и пропаганда образца 1942-го года. Всего через двадцать лет после того, как на территории распавшейся Российской Империи завершилась Гражданская война, в которой эти — такие разные — люди, между прочим, убивали друга.

Однако что-то же примирило их, что-то же сплотило их, что-то же сделало  их единым народом, народом, сумевшим остановить фашизм под Сталинградом и гнать его до Берлина.
Это неведомое что-то — вовсе не только любовь к родному очагу, как нам часто пытаются внушить. У русского, бурята или грузина — разные очаги.
Это что-то — идеология, набор принципов построения общества и экономики, главным из которых была справедливость.

Это и есть тот самый, сказочный компонент, без которого все дороги вдруг ведут направо, а мечта о светлом будущем в конце концов вытесняется дикими социальными патологиями.

Фрагмент из к/ф Чапаев (1934 г.)

— Счастливые вы...
— Чего?
— Счастливые вы, говорю, с Петькой. Молодые. Вся жизнь впереди.
— А ты, что же, старый, Василий Иваныч?
— Ну старый не старый, а все уж не как твой Петька. Вот поженитесь, работать вместе будете, война кончится, великолепная будет жизнь... Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!