Новости

До 2020 г. планируется переориентировать все российские грузы с портов Прибалтики на РФ

Источник изображения: kremlin.ru

В четверг состоялось совещание с участием представителей РЖД, «Транснефти» и нефтегазовых компаний по проблеме переориентации экспорта через порты Прибалтики на российские порты, передает агентство «Интерфакс».

Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов провел совещание с логистическими и нефтегазовыми компаниями, итогом которого стало решение к 2020 году полностью отказаться от Прибалтики, как посредника в перевалке российских грузов.

Агентство нефтяной информации со ссылкой на источник, ознакомленный с итогами совещания, сообщает, что речь в основном шла о перевалке сухих грузов.

По данным «Транснефти», по системе «Север» (Второво-Ярославль-Киришь-Приморск) будет осуществляется перевалка и транспортировка до 25 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, что позволит отказаться от посредничества в этом вопросе Риги и Вентспилса. В 2016 году по системе «Север» планируется транспортировать 15,5 млн тонн дизтоплива. В Вентспилсе будет перевалено 2,6 млн тонн топлива, поступаемого по трубе, и в Венспилсе и Риге - 3,6 млн тонн топлива, транспортируемого по железной дороге.

В Агентство нефтяной информации не дали ответ, будет ли «Транснефть» готова с 2018 года перевести объемы с железнодорожной транспортировки в систему «Север».

Стоит отметить, что по сообщению источника РИА «Новости», знакомого с ходом подготовки совещания, среди российских компаний есть те, которые будут лоббировать  сохранение частичного экспорта через прибалтийские порты. По его словам, «Роснефть» предлагает тендеры с поставкой светлых и темных нефтепродуктов в Прибалтику, «Уралхим» владеет контрольным пакетом рижского терминала по перевалке минеральных удобрений, а терминалы в Эстонии принадлежат российским компаниям «Еврохим», «Акрон» и «Кузбассразрезугль».

Напомним, 12 сентября 2016 г. стало известно, что к 2018 г. планируется полностью отказаться от Прибалтики, как посредника в экспорте нефтепродуктов, и замкнуть весь оборот на портах РФ. Глава компании «Транснефть» Николай Токарев не связывает действия российской стороны с политикой, объясняя это решение необходимостью загрузить свои порты, поскольку есть профицит мощностей.

Глава Латвийской организации портов Карлис Лейшкалнс назвал изменение экспортного маршрута в пользу портов России — вместо привычного направления через страны Балтии — политическим решением.

Стоит отметить, что план «Транснефти» перенести весь грузопоток энергоносителей на внутренние порты не стал для латвийских политиков неожиданностью. Премьер-министр Марис Кучинскиса признал, что «еще несколько лет назад Россия заявила о развитии своих портов и сокращении транзита». 
Переориентация с прибалтийских портов была начата «Транснефтью» в 2014 г. Тогда российская компания объявила об уходе из Вентспилса и перенаправлении своего нефтяного транзита на Приморск, Усть-Лугу и Новороссийск. В результате по итогам 2015 года грузооборот Вентспилсского порта сократился на 14%, а за первый квартал 2016 года - на 19%. Проблема с загрузкой портов автоматически запустила обвал транзита во всей логистической цепи прибалтийских государств.