Эскалация конфликта между Арменией и Азербайджаном происходит не впервые, а переговорный процесс между властями двух стран фактически находится в тупике. Об этом в эфире программы аналитического портала RuBaltic.Ru «Глобальный вопрос» на радио «Балтик Плюс» рассказал старший научный сотрудник Института постсоветских и межрегиональных исследований, доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Александр Гущин.
Эксперт напомнил, что наиболее масштабные эскалации конфликта в Нагорном Карабахе возникали в 2016 году и в июле текущего года.
«Мы видим, что за последнее время вооруженные силы используются всё чаще и чаще. Первое, что мы можем отметить, что фактор военной силы растет и это тревожно, тем более, что переговорный процесс фактически находится в тупике. Раньше рассчитывали на то, что с приходом новых властей — в Армении были определенные кадровые изменения, а в азербайджанской политической элите, я имею в виду и посты в администрации, и новое руководство МИД — произойдут изменения. Но в целом мы видим, что риторика ужесточилась после всего этого и стороны как бы сами по себе явно неспособны прийти к какому-то мирному соглашению», — сказал Гущин.
По словам эксперта, мнение о том, что конфликтующие стороны должны договариваться между собой самостоятельно является красивой риторикой.
«Договориться сами стороны не смогут без международных площадок, без региональных и внерегиональных игроков. А вот что касается как раз влияния региональных и внерегиональных игроков, то оно, это влияние, зачастую диаметрально противоположное. То есть мы видим в ходе последней эскалации то, что Турция явно активизировала свое влияние на Азербайджан, и в данном случае поддержка Турции военно-политически Азербайджана стала еще более явной. Это проявляется и в политических заявлениях, и в очевидной военной помощи как специалистами, так и техническими средствами, в том числе военными, которые активно используются азербайджанской армией в ходе этого конфликта», — отметил Гущин.
Однако, по его мнению, эти действия не должны привести «к какой-то суперзатяжной войне», так как у Азербайджана имеется экономический, политический и военный перевес над Арменией.
«Но его всё-таки недостаточно для блицкрига малыми силами и с малыми потерями. Так скажем, что потери будут очень большие. Да и вообще, я думаю, что вероятность в случае войны один на один затяжного конфликта более велика. Опять же, всё может быть, но я склоняюсь к тому, что это явное масштабное прощупывание позиций с целью улучшения своих будущих переговорных позиций и вынуждение противника к более податливой и мягкой позиции на переговорах», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что благодаря политике президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в регионе растет «фактор Анкары» начиная от восточного Средиземноморья, Ливии, Сирии и заканчивая ситуацией в Закавказье.
«Ясно, что Турция хочет в этом политическом процессе урегулирования иметь гораздо больше, чем она имела до сих пор и позиционировать себя на Кавказе крупнейшим региональным игроком. Нечего скрывать, что это сталкивается с интересами России на Кавказе, и я думаю, что в этом плане вот это противостояние не приведет к какому-то вероятному стратегически быстрому столкновению России и Турции. Мы видим, что Россия и Турция могут одновременно и сотрудничать, и в ряде регионов поддерживать разные стороны. То есть это определенная гибридная политика. Но в данном случае интересы России и Турции явно, конечно, не соприкасаются даже при том, что у России с Азербайджаном, это надо особо отметить, всё равно сохраняются довольно дружественные отношения и довольно сильные экономические связи», — заключил эксперт.
Ранее Александр Гущин рассказал, где «рванет» дальше, после Беларуси и Нагорного Карабаха.
Предыдущие выпуски программы аналитического портала RuBaltic.Ru «Глобальный вопрос» слушайте на нашем YouTube-канале.