Литва в очередной раз затевает шумиху вокруг терминала сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде, чтобы подчеркнуть нацеленность на сотрудничество с американскими поставщиками. Такое мнение аналитическому порталу RuBaltic.Ru высказал глава Фонда национальной энергетической безопасности политолог Константин Симонов.
В исследовании импорта СПГ в Литву, проведенном иностранными экспертами, предусмотрены три альтернативы того, что делать с судном-газохранилищем Independence после истечения договора аренды с норвежской компанией Hoegh LNG: выкупить, арендовать еще на 10 или на 20 лет. Об этом сообщает Delfi.
Власти Литвы уже начали обсуждать, какой из предложенных вариантов будет наиболее выгоден. Премьер-министр Саулюс Сквернялис заявил, что решение будет принято в течение года.
К проекту импорта европейского и американского СПГ в Литву есть много вопросов, отмечает Константин Симонов. По словам эксперта, поставки через клайпедский терминал обходятся Вильнюсу в два раза дороже российского газа.
«Не исключаю возможности, что литовцы всё-таки выкупят Independence. Если следовать их логике, это так называемый "стратегический актив", который откроет возможность поставок СПГ в соседние страны. Вот только это идет вразрез с подсчетами, согласно которым Литва потеряла огромное количество денег на этом проекте», — сказал Симонов.
Тем более, подчеркивает эксперт, не совсем понятно, зачем Литва так заблаговременно начинает обсуждать то, что произойдет только через шесть лет: «Мне кажется, гораздо разумнее было бы подсчитать, сколько денег Литва могла бы сэкономить на импорте российского трубопроводного газа».
Все эти заявления делаются для того, чтобы подчеркнуть нацеленность на сотрудничество с США и Европой и «отодвинуться» от России, предположил эксперт.
«Это довольно типичный ход для Литвы, как и в целом для стран Балтии. Цель литовского правительства одна: "хайпануть" на теме американского СПГ и избавить прибалтийский энергетический остров от присутствия России», — резюмировал Симонов.
В договоре Литвы с норвежской компанией Hoegh LNG предусматривается возможность выкупа судна Independence в конце 2024 года. В 2015 году Литва обсуждала с норвежцами возможность выкупа до истечения 10 лет, однако Hoegh LNG не согласилась. Позднее оператор терминала — компания Klaipėdos nafta планировала взять 300 млн евро в кредит и выкупить судно, однако после начала консультаций с Еврокомиссией, Латвией и Эстонией процедуры были остановлены.