Вопрос о том, где взять денег, крайне актуален для стран Балтии. Ведь средства, вырученные от продажи «наследства» Советского Союза в виде заводов, фабрик и прочего имущества, закончились. Такое мнение аналитическому порталу RuBaltic.Ru высказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич.
Он отметил, что Вильнюсу, Таллину и Риге проблематично получить финансирование от Брюсселя. Ведь из Евросоюза вышла Великобритания, которая раньше «вкладывала больше, чем забирала». Теперь страны Балтии смотрят на Россию.
«Москву постоянно оскорбляют на всех уровнях: от хамоватой прессы до запрещения георгиевских ленточек, от личных оскорблений в адрес президента до оскорблений в адрес народов России. И при этом [страны Балтии] просят денег. Поэтому мы к такому относимся с очень большим непониманием. Понятно, что никакой оккупации не было и никаких выплат Прибалтика не получит. В это тысячелетие точно, и рискну предположить, что в следующее тоже», — сказал Межевич.
Он отметил, когда страны не умеют зарабатывать деньги, они очень хотят получить их от других.
«Оккупант в международном праве по умолчанию всегда неправ. Оккупант должен за всё: за полет человека на Марс, за Ивана Грозного и Владимира Киевского, должен всем, кто сможет сказать, что его оккупировали», — подчеркнул эксперт.
Межевич добавил, что экономические отношения между Россией и странами Балтии предполагают, что государства могут торговать друг с другом и на этом зарабатывать.
«И вот 30 лет назад мы были уверены, что любви между нами не будет, дружбы, в общем-то тоже, а торговать мы будем. Мы долгое время рассчитывали на двусторонние отношения как на взаимовыгодные, но постепенно выяснилось, что к нам так относиться не готовы. Наш транзит принимали, но еще и нас же за него оскорбляли, что грузы у нас не те, что вопросы мы ставим не так», — сказал он.
Межевич напомнил, что с развитием российской транспортной инфраструктуры страна стала меньше зависеть от Прибалтики. Соответственно, заработать денег на перевалке грузов из РФ или в нее у «балтийских соседок» уже не получается.
«Россия была готова продавать продукты питания, развивать кооперацию промышленного сельского хозяйства, но и здесь нам постоянно говорили о том, что мы не можем рассматриваться как хороший рынок, что мы рисковый рынок, нашими ценами были недовольны, а свои продукты считали вначале неподлежащими ветеринарному контролю», — заявил эксперт.
Он отметил, теперь вместо магазинов с товарами из Прибалтики «в каждом квартале Петербурга» работают белорусские торговые точки.
«Все товары — мясо, молоко, вплоть до кваса — мы покупаем у наших белорусских друзей и будем покупать дальше. А Прибалтике в этих условиях приходится скрипеть зубами. Конечно, экономические отношения в идеальном варианте должны быть, должны развиваться, но на практике не может быть экономических отношений без соответствующих отношений в политике, хотя бы минимально взаимовыгодных», — подчеркнул Межевич.
Ранее историк рассказал о том, кто первым стал использовать термин «советская оккупация».