Строительство белорусского морского терминала будет иметь смысл, если Минск настроен договориться с ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) о существенных скидках. Об этом аналитическому порталу RuBaltic.Ru заявил главный редактор издания «ПортНьюс» Виталий Чернов.
По его словам, с экономической точки зрения переориентировать белорусские грузы в Усть-Лугу или другие порты Ленинградской области не очень выгодно, поскольку будет делаться большой крюк, и, соответственно, увеличится время перевозки.
«Это будет иметь экономический смысл, если только будут предоставлены значительные скидки на железнодорожный тариф. По моим оценкам, это 70–80% от обычного железнодорожного тарифа. При том, что ранее РЖД, насколько я знаю, [давали] максимум 50%. И тут получается такая ситуация, что либо это будет экономически невыгодно белорусам, либо это будет экономически невыгодно РЖД», — сказал Чернов.
По его мнению, на сегодняшний день пока можно говорить только о переориентации нефтепродуктов, поскольку для навалочных грузов терминалы в Ленинградской области еще возводятся.
«Для минеральных удобрений нет специальных терминалов, они только строятся и будут построены не раньше чем через пять лет. Если говорить о нефтепродуктах, то, соответственно, 8–10 млн тонн в год порты Ленинградской области перевалить могут. Это может терминал "Усть-Луга Ойл" в порту Усть-Луга взять на себя мазут и светлые нефтепродукты. Светлые нефтепродукты может взять на себя также другой Усть-Лужский терминал "Портэнерго", и часть мазута может взять на себя в Петербурге "Петербуржский нефтяной терминал"», — отметил эксперт.
Чернов добавил, что если Беларусь рассчитывает построить морской терминал для перевалки нефтепродуктов, то он нужен.
«Если говорить о навалочных грузах, то мне кажется, что в этом большого смысла нет, поскольку у нас и так строится уже много терминалов. Тот же самый Усть-Луга порт: там будет и руда, и зерно, и другие грузы», — сказал главный редактор.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что Минск готов рассмотреть возможность строительства белорусского морского терминала в Ленинградской области. По его словам, на эти цели могут быть выделены средства, сэкономленные на строительстве Белорусской АЭС.