Новости

Политолог посоветовала Эстонии перестать требовать от Финляндии «особых» отношений

Источник изображения: fb.ru

Пандемия коронавируса вынудила европейские государства принимать карантинные меры для защиты собственного населения. Однако жесткие действия Финляндии разочаровали эстонских политиков, надеявшихся на «особые» отношения двух стран в период кризиса, говорится в материале руководителя Эстонского института внешней политики Кристи Райк.

Политолог напомнила, что в начале апреля в разгар коронавирусной пандемии Финляндия запретила пассажиропоток через Финский залив, что создало проблемы для тысяч эстонцев, работавших на ее территории. Такое «символическое послание» обеспокоило Эстонию даже больше, чем непосредственно практические трудности, пишет Райк.

Вероятно, власти Финляндии принимали решения о карантинных ограничениях, исходя из рекомендаций своих служб для сохранения благополучия собственных граждан. Однако этот жест показал, Таллин должен избегать завышенных ожиданий от своего северного соседа, считает политолог.

«Коронавирус придал новый импульс сотрудничеству между тремя странами Балтии. Эстония рада тому, что отношения с соседней Латвией стали лучше, чем когда-либо. В то же время многие эстонцы разочарованы действиями Финляндии во время кризиса. Возможно, ожидания Эстонии в отношении северного соседа были слишком высоки… добавив горький привкус в братские отношения», — отмечает Райк.

Эксперт процитировала высказывание бывшего эстонского премьер-министра Марта Лаара, посоветовавшего нынешним властям республики больше сосредоточиться на отношениях с Латвией и Литвой и перестать мечтать об «особых отношениях» с Финляндией. Курс на скандинавскую ориентацию и политику нейтралитета, взятый Хельсинки еще в 1930-х годах, до сих пор определяет финскую политику безопасности и идентичности.

Нынешние отношения Эстонии с ее «балтийскими сестрами» продиктованы скорее географической и исторической близостью. Однако с выходом из состава СССР страна попыталась отделиться от балтийских соседей и включиться в орбиту скандинавской группы, подобно Финляндии. Однако все три Прибалтийские республики без особого энтузиазма констатируют, что страны Северной Европы по-прежнему держатся особняком.

Финско-эстонские отношения в настоящее время определяются членством обоих государств в ЕС, но последние события показали, что в исключительных обстоятельствах национальные интересы играют роль более весомую, чем правила ЕС, которые внезапно отодвигаются в сторону. Эстония также должна принять к сведению тот факт, что особое значение Швеции для Финляндии не изменится в результате кризиса с коронавирусом. Но это не должно вызывать ревность, как и нежелание Финляндии считаться балтийским государством, подчеркивает Райк.