Курс Евросоюза на «зеленую» энергетику и климатическую нейтральность потребует от Брюсселя новых геополитических отношений с Россией и Украиной. Об этом говорится в докладе «Энергетическая дипломатия ЕС — растущее значение и переориентация в условиях новой эры» берлинского Фонда науки и политики (SWP). Беларусь в список приоритетов «зеленого» курса ЕС не попала.
В настоящее время Россия продолжает оставаться крупнейшим поставщиком энергоресурсов в ЕС, а Украина является их традиционным транзитером. Однако стремление ЕС декарбонизировать свою энергосистему заставит пересмотреть отношения с восточными соседями, говорится в докладе.
Авторы исследования включили 12 стран в список будущих стратегических или ключевых энергетических партнеров ЕС. В него вошли Россия и Украина, но не Беларусь, несмотря на транзит российских энергоресурсов и строительство БелАЭС в расчете на экспорт электроэнергии в европейские страны.
В то же время Украина имеет не только большой стратегический вес, но и является также членом Энергетического союза ЕС. Тем не менее в будущем, по мере построения Европой «климатически нейтральной» энергосистемы, Украине также придется меняться, включаясь в производство, транспортировку и хранение более экологичных газов.
В частности, украинскую газотранспортную систему можно будет заполнять не только природным газом из России, но и синтетическими газами, например водородом, также произведенным в России.
Говоря непосредственно о России, авторы исследования также предлагают Москве взять курс на декарбонизацию, что поможет избежать финансовых потерь от сокращения экспорта природного газа. Кроме того, в докладе напоминается, что Россия определяет нормы и стандарты в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), куда, помимо нее, входят Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия.
Ранее эксперт Университета Восточной Финляндии (UEF) Андрей Белый рассказал о трудностях, с которыми может столкнуться Эстония в ответ на требования ЕС отказаться от разработки горючих сланцев на северо-востоке страны. По его словам, отказ Таллина от традиционного топлива может превратить регион в новый «социально-экономический пустырь».