Для создания подлинного союза Россия и Беларусь должны иметь достаточно высокую степень исторической, этнографической и языковой близости. Об этом заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, политолог Николай Межевич.
Соответствующее заявление он сделал во время круглого стола аналитического портала RuBaltic.Ru на тему «Гуманитарные основы союза Беларуси с Россией: какой идеологический "драйвер" нужен Союзному государству».
В первую очередь Межевич подчеркнул, что некоторых пугает разница масштабов России и Беларуси с точки зрения экономики.
«На мой взгляд, пугаться именно с экономической точки зрения не следует. Таких моделей в мире достаточное количество и, к примеру, эта модель объединяет США и Канаду. Надо изучать, надо знать наших оппонентов и смотреть на их лучшие практики. Методом некоторых проб и некоторых ошибок, но в отношениях США и Канады найден некий принцип, точнее совокупность принципов, которые позволяют и той и другой стороне быть достаточно успешными», — сказал эксперт.
По его словам, внешняя торговля Соединенными Штатами очень диверсифицирована и «в известной степени чем-то напоминает российскую», а вот внешняя торговля Канады «весьма и весьма замкнута на США».
«Только мне не доводилось за двадцать лет профессорства встречать американцев и канадцев, которые бы по этому поводу переживали. <…> Может быть нам тоже как-то подумать о преодолении этого этапа?» — отметил Межевич.
В то же время, комментируя гуманитарную и идеологическую часть российско-белорусских отношений, он подчеркнул, что уровень близости этих стран очень высок.
«Абсолютно очевидно, что для подлинного объединения, подлинного союза нужно иметь весьма высокую степень близости исторической, этнографической, языковой. Эта близость есть. Об этом говорим мы и даже те, кто убежали по широкому полукругу от Риги до Киева — они это тоже признают», — подчеркнул эксперт.
Также он отметил, что не знает, означает ли это, что народ РФ и Беларуси един или это «двуединый народ». Политолог указал, что это не имеет значения.
«А какая разница? Главное, что мы друг друга понимаем, у нас примерно одинаковый, практически идентичный ценностный набор. Ну нет у нас и никогда не было с эстонцами одного ценностного набора. До советской власти, во время советской власти и теперь тоже нет», — пояснил Межевич.
По его словам, Россия, как многонациональная страна, имеет в своем составе достаточно большие территории, где люди разделяют многие установки общественно-политического, государственно-идеологического характера.
«Но живут несколько иначе, чем мы. Но при этом живут, развиваются и никуда на сторону не собираются. <…> Это еще одно дополнительное основание для того, чтобы нам выстраивать некую модель нашей общей жизни», — добавил политолог.
Межевич также выделил две теоретических концепции — западный русизм и идею евразийской большой интеграции. Однако вторая, отметил он, представляется хоть и весьма перспективной, но в несколько отдаленной перспективе.
Ранее президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились коллективно принимать меры для обеспечения безопасности двух стран в рамках Союзного государства.