В Литве во время дискуссий о выделении до шести процентов от валового внутреннего продукта на оборону к 2030 году редко затрагиваются вопросы о том, за счет чего будут покрыты эти расходы. Об этом заявил главный экономист Luminor Bank Жигимантас Маурицас.
Ранее Государственный совет по обороне (ГСО) принял решение ежегодно выделять от пяти до шести процентов ВВП Литвы на оборонные расходы на период с 2026 по 2030 год. Дополнительные ассигнования, согласно решению ГСО, необходимы для формирования в Литве армейской дивизии к 2030 году.
По словам Маурицаса, в Литве растут потребности и в других областях, что без дополнительного финансирования может привести к еще большему дефициту.
«В целом, в Литве редко говорят о доходной части. Однако аппетиты растут как из-за необходимости усиления обороны, так из-за больших обещаний, которые даются в других областях. И это уже вызывает некоторую обеспокоенность, поскольку вполне возможно, что если экономический рост не будет столь быстрым или инфляция снизится, эти дефициты могут оказаться большими», — сказал Маурицас в интервью литовским СМИ.
По словам экономиста, в Европе уже есть примеры, когда страны, потратившие много денег или существенно увеличившие дефицит, несут огромные расходы на обслуживание долга или не могут увеличивать социальные пособия.
«Растущие издержки означают, что им придется тратить всë больше и больше на обслуживание долга. Не будем забывать, что эти расходы зависят от размера долга и процентных ставок. Чем больше размер, тем выше процентная ставка. Это может запустить очень негативный цикл. Потому что финансирование долга может расти такими же темпами, как и обороны. И тогда нам придется выделять средства именно на обслуживание долга», — объяснил экономист.
Маурицас надеется, что весной Сейму будут представлены решения о том, где взять больше средств на финансирование обороны.