Еврокомиссия может прекратить финансирование проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Rail Baltica, если руководство стран Балтии не изменит методы управления им. Об этом сообщает Politico со ссылкой на письмо главы транспортного управления ЕК, экс-министра экономики Эстонии Хенрика Хололея министрам Балтийских республик от 4 декабря 2019 года.
«Очевидно, что нынешняя модель не работает», — заявил Хололей. Он предупредил министров стран Балтии, что финансирование Rail Baltica из следующего бюджета Евросоюза будет напрямую зависеть от изменений в управлении проектом. Представитель ЕК потребовал к марту создать новую структуру управления, в которую были бы включены совместное предприятие стран Балтии RB Rail и национальные агентства, ответственные за проект. Заработать эта схема должна к июлю.
Премьер-министр Эстонии Юри Ратас накануне бюджетного саммита Евросоюза заявил, что «пути назад нет», а Rail Baltica «является жизненно важным железнодорожным проектом» и пока единственным в сфере транспорта в планировании бюджета ЕС на 2021–2027 годы. По словам Ратаса, выделение средств на ВСМ является одним из приоритетов стран Балтии на переговорах по финансированию.
Как сообщалось ранее, премьер-министры Латвии, Литвы и Эстонии в конце марта обсудят возможность оптимизации Rail Baltica в связи с угрозой отставания от сроков реализации. 7 февраля на встрече в Таллине они обсудили улучшение управления проектом. По оценке аудиторов, работа выбивается из сроков как минимум на полтора года.
Магистраль Rail Baltica протяженностью 870 километров с колеей европейского стандарта должна соединить балтийские столицы с польско-литовской границей. ВСМ планировалось открыть в 2025 году. Стоимость реализации проекта оценивается в 5,8 млрд евро.