Новости

Исследование: Прибалтике угрожает «украинизация»

Источник изображения: Архив RuBaltic.Ru

Прибалтике угрожает «украинизация». «Безвиз», прогнозируемый рост украинской эмиграции в Прибалтийские страны, а также сформировавшиеся в этих странах украинские диаспоры будут способствовать «экспорту» политических практик постмайданной Украины в Латвию, Эстонию и Литву. К такому выводу приходят авторы аналитического портала RuBaltic.Ru, в понедельник 18 сентября презентовавшие на полях Совещания БДИПЧ ОБСЕ в Варшаве исследование «"Украинизация" Прибалтики: экспорт политических практик».

В понедельник 18 сентября на полях Совещания по человеческому измерению БДИПЧ ОБСЕ в Варшаве прошла презентация исследования «"Украинизация" Прибалтики: экспорт политических практик», подготовленного авторским коллективом аналитического портала RuBaltic.Ru.

«Понятие “украинизация” использовалось в XX веке и означало насильственное насаждение украинского языка и украинской культуры на территории Украинской ССР. Но изменилась реальность, а вместе с ней и понятие "украинизация" обрело новое измерение. Латвия, Литва и Эстония активно обучали постмайданную Украину своим идеологическим и организационным практикам, а Украина усердно училась: начиная от ужесточения языкового законодательства до музеев оккупации и изысков политики исторической памяти.

Однако новое постмайданное качество украинской реальности заставляет ставить вопрос: не поменялись ли уже учитель и ученик местами и не станем ли мы свидетелями "украинизации" Прибалтики — экспорта внутриполитических практик Украины в Латвию, Эстонию и Литву?»

— пишут авторы исследования.

«Каналом такого экспорта, конечно же, становится "безвиз", — отметил заместитель главного редактора аналитического портала RuBaltic.Ru Андрей Стариков. — Прогнозы относительно демографической ситуации в Прибалтике пессимистичны. Беженцы из исламских стран по евросоюзной квоте не решают ситуацию, а создают новые проблемы. Другое дело — идейно близкие прибалтам участники так называемой АТО, с которыми прибалтов связывают длительные менторские отношения».

Эксперт отметил, что качественно миграционных потоков будет два: "заробитчане" — "обычные" трудовые мигранты (нелегалы), спасающиеся от нищеты, безработицы, коррупции, ужасов гражданского конфликта в стране, и идеологизированные участники "АТО" — носители бандеровской идеологии.

Последние и станут экспортерами не самых приглядных украинских внутриполитических практик в Прибалтику.

Соавтор исследования, эстонский юрист и правозащитник Сергей Середенко, представил своего рода каталог идеологических концептов, правовых и организационных техник, которые перешли на Украину из Прибалтики. «Из идеологических концептов на первом месте стоит ультранационализм, на втором — "теория оккупации", на которой построена вся государственность Прибалтийских стран и которая теперь очень удачно перенесена на Украину. За сегодняшний день пленарных сессий БДИПЧ ОБСЕ  слово "оккупация" мы слышали, наверное, раз пятьдесят — имеется в виду так называемая оккупация Крыма». В своем выступлении Середенко также коснулся концептов палингенезиса (миф о возрождении нации), "правовой преемственности" и стоящего рядом с ними переписывания истории.

«Если в Прибалтике переписывание истории было сугубо прагматичным актом, то украинцы с их эмоциональностью явно не представляют, где им остановиться, — на изобретении ли "древних укров", выкапывании ими Черного моря, объявлении Анны Ярославны, королевы Франции, “украинской принцессой” или на чём-то еще», — иронизировал эксперт.

Корреспондент аналитического портала RuBaltic.Ru Олег Филонов, в свою очередь, рассказал о тех политических практиках, которые могут прийти в Прибалтику вместе с наплывом украинских мигрантов.

Журналист также отметил «главное качественное отличие "майданной власти"» — преодоление запрета на убийство. «На сегодняшний день запрет на произвольное отнятие человеческой жизни еще жив в Прибалтике, но на Украине — уже нет», — сказал Филонов.

Одним из основных рисков «украинизации» Прибалтики авторы исследования видят неизбежный конфликт прибывающих в Латвию, Эстонию и Литву носителей радикальных политических практик и бандеровской идеологии с русскоязычными общинами в этих странах.  «Руки же правоохранительных органов будут связаны политическими решениями», — сообщают они.