Коммерческая сделка между предприятием «Литовские железные дороги» (ЛЖД) и российским акционерным обществом «Балткран» была проведена в обход официальной внешней политики Литвы, пишет портал Delfi. К критике российско-литовского сотрудничества присоединился депутат Сейма Арвидас Анушаускас, усмотревший в нем «угрозу национальной безопасности Литвы».
«Балткран», выиграв объявленный конкурс на поставку ЛЖД козлового крана, летом этого года выполнил все свои обязательства по контракту. Согласно договору о купле-продаже российская компания установила на вокзале города Шяштокай (Лаздийский район) козловый кран для разгрузки/погрузки контейнеров. Кроме этого, предприятие будет осуществлять технический контроль за работой оборудования.
Информационный портал Delfi усмотрел в данном сотрудничестве угрозу безопасности страны. Сотрудников издания испугало то, что установка крана происходила во время прибытия в Шяштокай вагонов с военной техникой НАТО, необходимой для учений «Удар меча». Кроме того, они отметили, что погрузочный кран оснащен камерами, и полностью компьютизирован, что якобы может означать слежку со стороны России.
Еще одним фактом «расследования», указывающего, что козловый кран является «агентом Кремля», стала информация о подчинении компании «Балткран» администрации президента РФ.
«О такой сделке ЛЖД ничего не знали ни парламентский Комитет по нацбезопасности и обороне, ни Департамент госбезопасности, ни президентская служба», —сообщает издание.
К опасениям сотрудников Delfi присоединился парламентарий Арвидас Анушаускас, который ранее проявлял обеспокоенность российскими игрушками на полке вильнюсского магазина. Он назвал «Балткран» компанией «не слишком дружественных третьих стран» и обвинил ЛЖД в пренебрежении интересами нацбезопасности.
«Удивляет, что кран, который поднимает всего 41 тонну, напичкан таким количеством компьютеров. Нужно ли это? И кто будет использовать данные этих компьютеров?
ЛЖД — стратегическая компания, национальная безопасность и интересы нашей страны тут должны быть приоритетными и неоспоримыми», — цитирует его слова издание.
Отметим, что «Балткран» принял участие в конкурсе, объявленном ЛЖД еще в ноябре 2014 года. Российская компания предложила услуги за 1,054 млн. евро, что было выгоднее, чем у других заявителей. «ЛЖД руководствовалась принципом экономически выгодного предложения. "Балткран" получила 94% экономической выгоды из 100», — отмечает портал и добавляет, что литовская Baltic Cranes Industry была оценена в 87,4%, а третий участник конкурса – в 59,54%.
Депутаты Сейма Литвы уже не единожды вменяли в вину ЛЖД сотрудничество с Россией, не принимая во внимание, что без деловых связей с российскими железнодорожниками Lietuvos gelezinkeliai не может выжить в сложившейся экономической ситуации. Само же руководство ЛЖД обращало внимание на абсурдность требований политиков: если каждый контракт и каждого клиента из России согласовывать с Департаментом госбезопасности на предмет соответствия клиента политике санкций, то какой-либо бизнес с российскими партнёрами будет невозможен в принципе.