Украина заинтересована в транзите нефти в Беларусь по нефтепроводу «Одесса — Броды». Таким образом она сможет не только заработать, но и получить нефтепродукты для своего рынка. Об этом RuBaltic.Ru заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
По его словам, Украина готова стать страной-транзитером по той причине, что может получить с этого прибыль, так как услуга не будет бесплатной.
«Украина в плане нефти и ее нефтяных историй рационально и деполитизированно подходит к делу. В прошлом году, когда была история с хлорированной нефтью, Украина четко осуществила все заказы по транспортировке российской нефти, и все договоренности с "Транснефтью" были выполнены без каких-либо нареканий. То же самое и сейчас происходит с Беларусью. Украина говорит: "Платите деньги, и мы вам будем качать без каких-либо проблем"; идеологических оснований отказывать у нас нет», — отметил эксперт.
Вторым моментом, по которому Украина соглашается на транзит, по мнению Юшкова, является то, что Беларусь для нее — крупный поставщик нефтепродуктов. И стране сейчас крайне невыгодно отсутствие экспорта с белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
«С января белорусские НПЗ работают только на внутренний рынок, и то на нем сейчас начнется дефицит. Соответственно, они ничего не экспортируют. По итогам 2019 года Беларусь поставила на Украину почти 3,5 млн тонн нефтепродуктов. И получается, что Беларусь для Украины была крупнейшим поставщиком. А Украина для Беларуси — крупнейшим рынком сбыта», — сказал Юшков.
Он добавил, что украинский рынок для Беларуси является «конечным и маржинальным».
«То есть Беларусь довольно много зарабатывает. В среднем на Украину она поставляет по ценам на 100 долларов за тонну больше, чем составляет средняя цена экспорта белорусских нефтепродуктов. Но самой Украине белорусские нефтепродукты обходятся дешевле, чем в Европе», — отметил Юшков.
Ранее стало известно о том, что Украина готова начать транзит нефти для белорусских НПЗ по нефтепроводу «Одесса — Броды» или по железной дороге. Об этом заявил посол Украины в Беларуси Игорь Кизим.
В конце прошлого года Беларусь и Россия не смогли договориться о цене на нефть, и в результате НПЗ, не получая российское сырье, работают на минимальных загрузках. Позже Беларусь закупила 80 тыс. тонн сырья у Норвегии.