Президент России Владимир Путин назвал расследования по ситуации с Алексеем Навальным легализацией материалов американских спецслужб. Об этом российский лидер заявил 17 декабря во время большой пресс-конференции.
Глава государства подчеркнул, что неоднократно говорил на данную тему, и считает, что имеющиеся выводы нельзя назвать расследованием.
«Мы прекрасно понимаем, что это не какое-то расследование. Это легализация материалов американских спецслужб. А что мы не знаем, что они локацию отслеживают? Наши спецслужбы хорошо это понимают, знают сотрудники ФСБ и других специальных органов. И пользуются телефонами там, где считают нужным не скрывать свое место пребывания. И если это так — а это так, я вас уверяю — это значит, что этот пациент берлинской клиники пользуется поддержкой спецслужб, США в данном случае. А если и это правильно, тогда спецслужбы, конечно, должны за ним присматривать. Но это совсем не значит, что его травить нужно — кому он нужен-то? Если б хотели, наверное, довели бы до конца», — сказал Владимир Путин.
Кроме того, глава государства назвал ситуацию с Навальным «трюком в политической борьбе», и призвал оппонентов действующей власти и в целом все политические силы в стране руководствоваться не своими личными амбициями, а интересами граждан Российской Федерации.
Алексею Навальному стало плохо во время перелета из Томска в Москву в конце августа. Он находился в коме с 20 августа по 7 сентября. С начала сентября мужчина пребывает на лечении в Германии. Навальный утверждает, что его отравили нервно-паралитическим веществом «Новичок». Россия отрицает обвинения.
14 декабря были обнародованы результаты расследования по делу Алексея Навального. Из публикации следует, что к попытке «отравления» могли быть причастны восемь специалистов с медицинским и химическим образованием, действовавших при поддержке Института криминалистики ФСБ, которые в течение нескольких лет следовали за блогером в поездках по России. Подобные выводы получены на основе анализа полетных квитанций попутчиков Навального, паспортных данных пассажиров соответствующих рейсов, их телефонных номеров, а также биллинга этих номеров за несколько месяцев с привязкой к геотегам. Сами данные якобы получены на черном рынке.