Сложности, касающиеся отношений в газовой сфере между Польшей и Россией можно считать традиционными: Варшава отказалась продлевать контракт с «Газпромом» и регулярно заявляет о скорой энергонезависимости от Москвы. Однако стремление отдалиться от восточного соседа обойдется дорого с экономической точки зрения, пишет эксперт Оксфордского института энергетических исследований Виталий Ермаков в статье для британского издания The Financial Times, передает Inosmi.
Эксперт отмечает, что Варшава близка к своей долгожданной цели диверсифицировать поставки газа, чтобы не зависеть от российского топлива. Так, в 2022 году истекает контракт польской госкомпании PGNiG с «Газпромом», который в Варшаве продлевать не собираются, переключаясь на поставки норвежского трубопроводного газа, а также американского и катарского СПГ.
Однако именно с прекращением долгосрочных отношений с российской компанией Польша может проиграть, считает Ермаков. Он обратил внимание, что «Газпром» также отвязывается от обязательств транзитировать оговоренные объемы газа, в результате чего сможет сэкономить на оплате этого транзита.
«Варшава очень хочет добиться диверсификации поставок, рассчитывая таким образом отдалиться от своего восточного соседа. Лица, принимающие решения в области энергетики в Польше, возможно, близки к достижению своей цели, но они также на собственном горьком опыте убедились в том, что свободные рынки — это обоюдоострый меч», — пишет эксперт.
В конце мая один из главных транзитных коридоров по прокачке российского газа в западном направлении «Ямал — Европа» был остановлен на один день после истечения среднесрочного контракта между Россией и Польшей. В результате «Газпром» получил возможность бронировать минимальные мощности трубы на аукционах, будучи не связанным долгосрочным контрактом с Польшей. Теперь «Ямал — Европа» используется «Газпромом» для прокачки газа только после того, как компания заполнит мощности «Северного потока» или части украинской газотранспортной системы.
Недавнее решение Стокгольмского арбитража о выплате российской компанией PGNiG $1,5 млрд в качестве переплаты за предыдущие года не меняет картину, считает эксперт. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: вместо демонстративного разрыва с «Газпромом» Варшава могла бы получать больше денег за транзит, пожелай она договорится с российской компанией, пусть и с привлечением арбитража.