Единожды занятая позиция Эстонии, Латвии и Литвы замене не подлежит. Такое мнение в ходе круглого стола «Суверенитет и многовекторность: эволюция теоретического содержания в условиях глобальной и региональной неопределенности» высказал доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич.
Мероприятие было организовано в онлайн-формате Санкт-Петербургским государственным университетом при содействии Центра белорусских исследований Института Европы Российской Академии наук и Российской ассоциации прибалтийских исследований.
По словам Межевича, транзит белорусских торговых потоков из Литвы в Россию «не переключается по желанию или по щелчку пальцев».
«Безусловно, транзит крайне инерционен и до тех пор, пока Литовская Республика предлагает Республике Беларусь выгодные условия, на мой взгляд, оснований для изъятия для весьма значительного по масштабу транзита нет. Тем более что на сегодняшний день на российском направлении идут переговоры, но нет никаких договоренностей. А переговоры, к сожалению, мы с вами знаем, могут продолжаться годами», — подчеркнул эксперт.
Экономист отметил, что белорусской стороне нужно составить калькуляцию по портам в Клайпеде и Усть-Луге «с учетом всех входящих экономических и политических соображений».
«Но я бы здесь добавил к соображениям по транзиту более важные на этом этапе соображения по энергетике. Литва заняла позицию, я бы сказал так, отрицания диалога на законодательном уровне. То есть диалог с Беларусью невозможен по атомной энергетике на законодательном уровне. Если президент Литвы, предположим, решит что-то как-то сделать на этом направлении, то это будут проблемы президента Литвы», — сказал Межевич.
Он добавил, что Минск не собирается закрывать Белорусскую АЭС, более того, президент республики Александр Лукашенко заявил о перспективах ее развития.
«Посмотрим, как будет развиваться дальше, надеяться, что здесь есть интересные заделы. Но посмотреть нужно энергобаланс: если без экспорта Прибалтики, то здесь будут сложности. Но сложности будут прежде всего для самой Прибалтики. Поэтому надо учитывать, что наши отношения, российско-прибалтийские, мы не просим Минск проецировать на себя. Прибалтика сама заставляет Минск занять предельно жесткую позицию», — заключил эксперт.
Ранее белорусский политолог Алексей Дзермант объяснил, почему провалилась многовекторная политика Минска.