Новости

Белорусский политолог объяснил, почему провалилась многовекторная политика Минска

Источник изображения: belta.by

Многовекторная концепция Беларуси предполагала равновесное развитие торгово-экономических и политических отношений с различными субъектами международных отношений. Однако именно она стала одним из факторов дезориентации белорусского общества в предвыборную компанию президента республики. Такое мнение в ходе круглого стола «Суверенитет и многовекторность: эволюция теоретического содержания в условиях глобальной и региональной неопределенности» высказал политолог, научный сотрудник Института философии НАН Беларуси Алексей Дзермант

Мероприятие было организовано в онлайн-формате Санкт-Петербургским государственным университетом при содействии Центра белорусских исследований Института Европы Российской Академии наук и Российской ассоциации прибалтийских исследований.

По словам политолога, очевидно, что Россия занимает среди этих векторов приоритетное положение, но интенции белорусских властей последние несколько лет направлялись на то, чтобы уравновесить отношения с другими государствами в торговле и в экономике.

«С одной стороны это было вызвано необходимостью искать новые рынки и в Западной Европе, и на Западе в целом, в странах так называемой "дальней дуги" (Азия и Океания, Африка и Ближний Восток, Латинская Америка, — прим. RuBaltic.Ru). Это первый фактор, то есть естественное стремление экспортоориентированной страны расширять свое присутствие на рынках других государств. Второе — это всё-таки стремление, наверное, избавиться от односторонней зависимости в плане углеводородов. Из-за постоянных споров о ценах на нефть и газ возникало стремление уравновесить монополистов, естественно, российского происхождения какими-то другими вариантами», — сказал Дзермант.

Он отметил, что для этого необходимо было выстраивать отношения со странами Запада, Китаем, США и другими. При этом в последние годы наблюдалась положительная динамика. В качестве примера эксперт привел возобновление дипломатического присутствия Соединенных Штатов в Беларуси. Однако, по его словам, реальная картинка «оказалась немного отличной от идеалистичной».   

«Доля России в экспорте-импорте увеличивается в процентном отношении, хотя в долларовом она уменьшается. В том числе из-за COVID-19 и из-за экономических последствий. Но тем не менее в процентном [соотношении] она увеличивается. Второе — политический фактор. Мы увидели, что часть западных стран, особенно ближайшие соседи, как бы это помягче сказать, участвовали в гибридной агрессии, в попытке госпереворота», — отметил Дзермант.

Эксперт подчеркнул, что если смотреть с точки зрения безопасности на те процессы, которые происходили в стране, то наблюдалось откровенное вмешательство во внутренние дела суверенного государства.

«И это заставляет пересматривать те концепции, которые были популярны последнее время в Беларуси в различных кругах. А именно концепцию информационного суверенитета, потому что, очевидно, что против нас информационно была развязана совершенно грязная пропагандистская война с очевидным внешним управлением. Второе — ситуационный нейтралитет. Мы пытались выстроить свою внешнеполитическую позицию в регионе, пытаясь найти точки соприкосновения со всеми государствами, которые избрали евроатлантический путь: Литва, Польша, Украина. И в итоге мы получили от них весьма нелицеприятные действия, оценки и т. д. И третье — сама концепция многовекторности. На мой взгляд, именно она была одним из факторов дезориентации белорусского общества в предвыборную [президентскую] кампанию. Значительная часть электората действующего главы государства настроена достаточно пророссийски и даже проевразийски, то есть настроена на интеграцию, с Россией, Китаем, странами Евразийского союза. Это именно ядровая часть электората Александра Лукашенко. И в результате ряда действий, в том числе ошибок государственной власти в информационной политике, этот электорат был в значительной степени дезориентирован, а часть его пополнила ряды протестующих. И вот этот маневр в виде многовекторности, он, на мой взгляд, не удался, потому что поддержки от Запада ни экономической, ни политической мы не получили, но получили проблемы со взаимопониманием с Российской Федерацией и со своими собственными гражданами», — сказал Дзермант.

По мнению эксперта, если государство намерено проводить политику многовекторности, то нужно четко и понятно объяснять, что под ней понимается не только своему основному союзнику, но и гражданам.

«Считаю, что из тактических соображений от этой концепции если не отказываться полностью, то во всяком случае менять ее некое позиционирование. То есть говорить о том, что мы хотим развивать торговые отношения, но при этом мы не допускаем возможности политического, информационного воздействия на нашу территорию. То есть давать жесткие оценки тем процессам, которые происходили с западной стороны, со стороны западного вектора», — добавил политолог.

Он подчеркнул, что этот не совсем удавшийся маневр требует «публичного переосмысления».

«Потому что если раньше власть могла себе позволить принять политику многовекторности и ее реализовывать, и уж там, как она объясняла, не объясняла — это как бы считалось не очень важным, то сейчас именно поддержка ядрового электората, поддержка основного союзника являются очень важными для стабильности республики Беларусь», — заключил Дзермант.

Подробнее о том, почему многовекторная политика официального Минска обречена и какой выбор придется делать Беларуси, читайте в материале RuBaltic.Ru.
Читайте также
8 ноября 2020
Работа западных «фабрик мысли» на белорусском направлении является неприкрытой пропагандой, призванной убедить белорусов, что Россия спит и видит, как бы ей оккупировать Беларусь.
6 ноября 2020
Евросоюз ввел санкции против президента Беларуси Александра Лукашенко и еще 14 граждан республики.
9 ноября 2020
Из Москвы в Минск запустят скоростной электропоезд «Ласточка». Об этом сообщается на сайте ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
10 ноября 2020
В связи с политическим кризисом в Беларуси заговорили о конце многовекторной политики официального Минска. Однако непохоже, чтобы Минск собирался отказываться от балансирования между Западом и Востоком.