Большинство участников беспорядков в Минске были студентами, абитуриентами и школьниками. Многие из молодых людей восприняли протесты как гуляния. Такое мнение в эфире программы аналитического портала RuBaltic.Ru «Глобальный вопрос» на радио «Балтик Плюс» высказал председатель Белорусского союза журналистов, политобозреватель, телеведущий Андрей Кривошеев.
По его словам, во время беспорядков в Беларуси чувствовалось влияние технологий, которые применялись в Армении, когда премьер-министром страны был избран Никола Пашинян. Однако, подчеркнул журналист, технологии этих организованных сопротивлений продвинулись по сравнению с несколькими «майданами» и «антимайданами» на Украине.
«То есть "автомайдан", "майдан на велосипедах", движение по городу, очереди, ну, в общем, технологии продвинулись вперед, есть и общее [с Украиной], есть и отличия. Участников протестов [в Минске] было на порядок меньше, чем это было на Украине. Нужно понимать, что в Беларуси просто нет такой социальной базы протеста, как это было на Украине. Нет коррупции, гигантского расслоения, да и заказчиков подобных сценариев в Беларуси не так много, скорее они находятся за пределами нашей республики. Плюс белорусское общество обладает куда более спокойной и толерантной политической культурой», — отметил Кривошеев.
Он рассказал, что в ночь на 10 августа наблюдал за организованными сопротивлениями, манифестациями и стычками граждан с сотрудниками милиции и ОМОНа.
«Могу сказать, что все-таки ключевое ядро протеста — это молодые люди: студенты, абитуриенты и, к сожалению, школьники. Многие из них воспринимали этот протест как гуляния. Да, политически мотивированные, но гуляния», — подчеркнул политобозреватель.
По его словам, агрессивная часть недовольных граждан была сконцентрирована в одной точке Минска. Кривошеев добавил, что в город приехало много машин из регионов республики, то есть людей намеренно собирали в столице.
«Интересный момент, многие неминчане перепутывали и не могли найти точку сбора. Допустим, в telegram-каналах было объявлено, что точка сбора — это стела и парк Победы, а значительное число неминчан посчитало, что это площадь Победы и монумент Победы», — рассказал журналист.
Он добавил, что на улицах Минска также было много представителей армянской и грузинской диаспор, а также украинцев.
«То есть ребята других национальностей, которые пережили подобные события в своих государствах, либо напротив, избежали их, находясь в Беларуси на обучении либо на работе, включились в такой протест. Это, конечно, большой вопрос для этих государств — наших партнеров и союзников, в частности по ОДКБ и по Евразийскому экономическому союзу. С другой стороны, это вопрос к ответственности диаспор или национальных общин, которые работают у нас в Беларуси», — заключил Кривошеев.
Выборы президента прошли в Беларуси 9 августа. После оглашения Центризбиркомом предварительных результатов в стране начались массовые акции протеста. В ходе беспорядков было задержано около трех тысяч человек. Более 50 граждан и 39 сотрудников правоохранительных органов пострадали, некоторые из них госпитализированы.
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко назвал страны, из которых управляли массовыми беспорядками в республике.
Предыдущие выпуски программы аналитического портала RuBaltic.Ru «Глобальный вопрос» слушайте на нашем YouTube-канале.