Литва ожидает выделения из Фонда военной мобильности Евросоюза как минимум 0,4 млрд евро в бюджетном периоде 2021–2027 годов, чтобы приспособить транспортную инфраструктуру к военным нуждам. Об этом сообщает Delfi со ссылкой на BNS.
Пресс-атташе Министерства транспорта и коммуникаций Литвы Даля Паряднене отметила, что на приспособление инфраструктуры путей сообщения требуется около 310 млн евро, на потребности аэропортов — 80 млн евро. Также из Фонда планируется запросить дополнительные средства для высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Rail Baltica, поскольку «в отношении военной мобильности именно железнодорожная инфраструктура в Европе считается приоритетной частью транспортной инфраструктуры».
В следующем году должны стать известны условия использования средств Фонда и конкретные инфраструктурные проекты. Вопрос приспособления транспортной инфраструктуры стран Балтии особенно актуален, хотя они являются наиболее активными лоббистами создания «военного Шенгена» в Евросоюзе.
ВСМ Rail Baltica должна связать столицы балтийских республик с Польшей. Стоимость проекта оценивается в 5,8 млрд евро, большую часть средств должен предоставить Евросоюз. Ширина колеи Rail Baltica будет соответствовать европейскому стандарту, тогда как вся остальная железнодорожная инфраструктура Прибалтики построена по советским нормам. ВСМ неоднозначно оценивается экономистами и экологами.
В конце мая The Washington Post сообщала, что в случае гипотетического нападения России на Прибалтику подмога союзников по НАТО прибудет слишком поздно из-за бюрократии и неразвитой инфраструктуры в Восточной Европе. В частности, отмечалось, что американская бронетехника возвращалась к месту постоянной дислокации в Германию с учений в Грузии в течение четырех месяцев.
К созданию «военного Шенгена» для упрощения транспортировки военной техники и личного состава в пределах Евросоюза ранее неоднократно призывала президент Литвы Даля Грибаускайте.