Вильнюсская районная прокуратура прекратила досудебное расследование, инициированное после слов экс-главы Сейма, призвавшего «расстреливать» местных поляков за их «антигосударственные взгляды». Информация опубликована на сайте Генпрокуратуры Литвы.
Бывший спикер Сейма балтийской республики Арунас Валинскас в интервью одному из литовских СМИ заявил, что надо расстреливать местных поляков за их «антигосударственные взгляды», а начать «отстрел» предложил с представителя фракции «Избирательной акции поляков Литвы — Союза христианских семей» (ИАПЛ-СХС) Вальдемара Томашевского. Он назвал лидера поляков «абсолютным колорадским жуком, который, получая финансирование для своей партии из госбюджета Литвы, является антигосударственником».
Вальдемар Томашевский обратился с жалобой в Генпрокуратуру, после чего было начато расследование по статье о подстрекательстве против какой-либо нации, расы, этнической, религиозной или иной группы людей. Однако прокуратура не усмотрела в словах Валинскаса ничего предосудительного.
«На основании выводов лингвистов, полученных в ходе досудебного расследования, было заявлено, что высказывания Валинскаса не могут быть признаны подстрекательством к насилию или физическому совладанию, поскольку коммуникативная цель этих заявлений заключалась не в том, чтобы побудить зрителей к действию, а в выражении личного отрицательного мнения Валинскаса», — говорится в сообщении прокуратуры.
В постановлении также отмечается, что заявления Арунаса Валинскаса о некоторых лицах, причастных к политике, носит уничижительный и оскорбительный характер. Прокурор допускает, что бывший политик при использовании своего права на свободу мнения выбрал неподходящие средства языкового выражения, однако он, скорее, нарушил этические и моральные нормы, но не нормы Уголовного кодекса. В связи с этим прокуратура считает, что Валинскас не делал никаких заявлений, разжигающих ненависть.
Президент Литвы Гитанас Науседа осудил публичные нападки экс-главы Сейма Валинскаса на лидера партии нацменьшинств Томашевского. Депутат Сейма Чеслав Ольшевский назвал высказывание Валинскаса «речью молодого Гитлера», а также актом ненависти на национальной почве и ксенофобией, которым не место в публичном пространстве.