Отказ от российских инвестиций в портовую инфраструктуру Латвии негативно повлиял как на объемы транзита грузов из РФ, так и на доходы транспортной системы республики. К такому мнению пришли представители отрасли, приняв участие в дискуссии на Русском вещании LSM.
О планах вкладываться в инфраструктуру собственных портов Россия сообщала еще два десятилетия назад, отмечали участники дискуссии. Однако урон от сокращения российского транзита начал ощущаться особенно сильно в последние годы — 60% проходящих через страну грузов идут из России.
По словам главы комиссии Сейма по долгосрочному развитию Вячеслава Домбровского, отток российского транзита привел к недополучению Латвией около миллиарда евро в год. Он напомнил, что Россия предлагала серьезные инвестиции в латвийскую инфраструктуру портов, однако власти республики от них отказались.
«Порт Усть-Луга в те времена по объему перевозок был не больше Лиепаи, а сейчас через него ежегодно проходит около 100 миллионов тонн грузов — больше, чем через все латвийские порты. В параллельной вселенной, если бы мы приняли это предложение, грузооборот в наших портах был бы вдвое выше», — сказал Домбровский.
Директор департамента транзитной политики Минсообщения Андрис Малдупс отметил, что падение транзита российских грузов через Латвию подтверждается статистикой. По мнению управляющего Рижским Свободным портом Ансиса Зелтиньша, пессимизм в отношении объемов российского транзита начал ощущаться в конце прошлого года.
Устойчивое падение грузооборота все порты Прибалтики демонстрируют с начала 2014 года. Отрицательная динамика ежегодно фиксируется на отметке в 5–12%. Основной причиной стала переориентация России на мощности собственных портов.