Энергоэксперт о поставках российского СПГ в Литву: «Будут скандалить, но запретить не смогут»
Литовские власти не смогут запретить своим компаниям закупать сжиженный природный газ (СПГ) из России: политика отходит на второй план, когда дело касается очевидной выгоды. Такое мнение аналитическому порталу RuBaltic.Ru высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.
В четверг Клайпедский терминал получит новый груз СПГ из порта Высоцк в Ленинградской области. Это уже второе в июне судно-газовоз с газом крупнейшей в России частной компании «Новатэк».
Как известно, власти Литвы инициировали строительство плавучего терминала для обретения «энергетической независимости» от России: предполагалось, что весь СПГ априори не может быть российским. Однако с появлением российских заводов на Балтике литовские компании — Achema, Lietuvos energijos tiekimas и Imlitex — отдают предпочтение именно их продукции.
Литовские политики неоднократно призывали ограничить поставки российского СПГ. В последний раз с таким требованием выступили местные консерваторы Лауринас Кащюнас и Аудронюс Ажубалис.
«Литовские компании ищут выгодный СПГ, а газ, который производят в Высоцке, значительно дешевле того же американского. И что теперь будут делать литовские власти, совершенно непонятно. Конечно, Высоцк при отгрузке на танкер может продавать газ трейдеру, и молекулы газа будут российского происхождения, но юридически это будет покупка не у российской компании... Но, я думаю, что Литва всё равно не сможет запретить своим компаниям закупать российский СПГ. Да, будет обидно, они [власти Литвы] будут скандалить и заламывать руки, но запретить они все-таки ничего не смогут», — сказал Юшков.
Он добавил, что те грузы, о которых шла речь, предназначены для ионавского производителя удобрений Achema. Предприятию, которое уже балансирует на грани банкротства, просто необходимы выгодные закупки.
Клайпедский терминал работает с 2014 года. Роль газохранилища при этом выполняет судно Independence. Его Литва арендует у Норвегии. В 2024 году истекает срок аренды, после чего Вильнюс хочет выкупить судно.