Латвийская власть проводит политику силовой ассимиляции русских, что уже вызывает негативную реакцию Запада. Об этом порталу RuBaltic.Ru сообщил доктор экономических наук и директор Института европейских исследований Александр Гапоненко, комментируя «достижения» Латвии по защите прав национальных меньшинств.
В Латвии опубликован третий национальный доклад о выполнении Всеобщей конвенции о защите национальных меньшинств. В его тексте подчеркивается, что привлечение к ответственности за нарушения действующих норм является неотъемлемой частью эффективной государственной языковой политики.
Гапоненко указал, что языковая политика лишь элемент двух принципиальных стратегий национального строительства.
«Первая стратегия заключается в том, что государствообразующий этнос создает привлекательные духовные ценности, эффективные социальные институты и за счёт этого обеспечивает свое доминирование над другими живущими в стране этносами.
А вторая – силовая, предусматривает навязывание государствообразующим этносом своих ценностей другим этносам. Нацменьшинствам запрещают создавать свои социальные институты и принудительно ассимилируют иноверцев», — рассказал эксперт.
По его словам, все прибалтийские правящие режимы, в том числе Латвия, идут по второму пути — стараются ассимилировать русское население.
«Важным инструментом ассимиляции является языковая полиция, которая имеет право накладывать штрафы на людей за неиспользование или недостаточное использование языка господствующего этноса.
Она может даже заставить работодателя уволить работника, который недостаточно знает государственный язык. Таким образом, не только пытаются ассимилировать русских, но и вытеснить их с рабочих мест, выдавить их в иммиграцию», — отметил Гапоненко.
Эксперт назвал малоэффективным инструмент ассимиляции с помощью языковой полиции. Согласно его позиции, наиболее успешный эффект могло бы иметь развитие латышской культуры, которая бы привлекла другие этносы. «Однако после националистической революции в 1991 года ни одного приличного романа на латышском языке не было написано, ни одного привлекательного фильма не снято, ни одной значимой картины не написано», — констатирует Гапоненко.
По его словам, после обретения независимости латвийские власти только обостряют конфликт между русскими и латышами.
«Какие культурные достижения есть? Музей оккупации? Выбрасывание картин русских художников из Художественного музея? В обществе обострился конфликт между русскими и латышами.
Даже американцы уже это заметили и стали одергивать правящую латышскую элиту. Мол, вы там поаккуратнее языковую полицию используйте, а то слетите к чертям со своих постов. Примерно такими словами. Похоже, что прогноз американцев скоро сбудется», — резюмировал эксперт.
Отметим, что третий национальный доклад приводит данные о совершенствовании процесса проверки языковых знаний и называет административные наказания, которые применяет языковая полиция «соразмерными и эффективными». В нем говорится, что Центр национального языка проводит проверки по заявлениям жителей о возможных нарушениях закона о государственном языке и ежеквартально — в рамках программы контроля. Из достижений указано уменьшение количества штрафов до 671 в 2015 году, что в два раза меньше, чем за последние пять лет.