Санкции Литвы, введенные против транзита грузов «Беларуськалия», имеют правовые и финансовые последствия для страны. Об этом рассказал предприниматель, основной владелец терминала Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде Игорь Удовицкий. Соответствующий пост он разместил на своей странице в Facebook.
Бизнесмен напомнил, что правительство балтийской республики ищет способ прекратить транзит белорусских калийных удобрений через порт Клайпеды.
«К сожалению, за месяц дискуссий на тему возможного запрета транзита я так нигде и не услышал внятных и очевидных разъяснений о том, что действия Литвы по применению американских санкций на территории Евросоюза (ЕС) не только незаконны, но прямо противоречат основополагающим нормативным документам ЕС, устанавливающим для Евросоюза принцип strategic autonomy, фактического суверенитета ЕС», — написал Удовицкий.
Предприниматель подчеркнул, что США «де-факто, продолжают закупать белорусский калий на постоянной основе».
«Литва не имеет права в одностороннем порядке вводить какие-то ни было ограничения на движения товаров, в том числе и из третьих стран, такой запрет прямо прописан в Договоре функционирования Евросоюза», — указал бизнесмен.
Удовицкий отметил, что Литва является участником сразу нескольких международных соглашений, связанных с транзитом грузов через ее территорию.
«Особо примечателен один документ: "Соглашение между правительством Республики Беларусь и правительством Литовской Республики об условиях транзита грузов Республики Беларусь с использованием портов и другой транспортной инфраструктуры Литовской Республики". Как видно из названия — это специально разработанный и подписанный документ, касающийся именно белорусского транзита», — написал предприниматель.
По его словам в соглашении имеются два важных положения. Во-первых, оно не предусматривает возможность прекращения транзита белорусских грузов. Во-вторых, в случае разногласий по данному документу споры рассматриваются в арбитраже страны истца.
«То есть, если Литва, не важно по какому поводу, прекратит транзит, Беларусь подаст иск в минский арбитраж и несомненно выиграет дело, доказав незаконность прекращения транзита. А дальше просто. Решение минского арбитража будет обязательным для всех сторон, а также для других судов. Литве придется восстановить транзит. А все пострадавшие от такой остановки транзита, а таких будет много, очень много, смогут взыскать с Литвы ущербы», — указал Удовицкий.
Бизнесмен добавил, что ежемесячно через балтийскую республику и порт Клайпеды проходит транзитом около 1 млн. тонн калия.
«Попытка прекратить транзит калия в самой короткой перспективе превратится для Литвы в миллиарды евро прямых убытков. Не слишком ли высокая цена за пренебрежение международными обязательствами для такой маленькой страны?» — заключил Удовицкий.
В конце декабря стало известно о том, что рейтинги правительства Литвы стремительно падают из-за транзита грузов «Беларуськалия».