Многолетний проект по строительству речного торгового пути в обход России через территорию Украины, Беларуси и Польши натолкнулся на новое препятствие, и это препятствие — засуха. Предельно низкий уровень воды в украинских реках откладывает прокладку единого речного пути в долгий ящик, говорится в материале американского Джеймстаунского фонда (организация признана нежелательной на территории Российской Федерации).
По данным организации, за первые дни июня уровень воды украинских рек и водохранилищ упал до критически низкой отметки. Последний раз такое обмеление наблюдали в 1885 году, что заставляет вынести на первый план не строительство водных инфраструктурных проектов, а спасение граждан и доходов действующих объектов промышленности. В нынешнем положении надежды на расширение сотрудничества с соседними странами путем строительства канала из Черного моря на Балтику ставятся под сомнение.
«Серьезность ситуации заставила подключиться к ее решению украинских чиновников, однако сохраняющиеся проблемы с бюрократической неразберихой, системной коррупцией и панические прогнозы заставляют думать, что усилия Киева окажутся слишком запоздалыми», — говорится в материале Джеймстаунского фонда.
При этом большинство разговоров касаются не столько последствий обмеления водоемов для самих украинцев, сколько политизированного конфликта с водной блокадой Крыма. Украина не впервые сталкивается с засухой, но в нынешнем году она может оказаться особенно сильной из-за низкого уровня грунтовых вод и запасов водохранилищ по причине бесснежной зимы. Такое положение дел напрямую угрожает снизить объемы экспорта зерна, которые составляют порядка 40% доходов от внешней торговли Украины.
Что же касается проекта строительства водного пути через Днепр и далее в Беларусь, то речной поток настолько обмелел, что даже баржи не могут пройти через пороги без опасности сесть на мель. В результате грузоотправители вынуждены загружать речные суда на две трети либо перенаправлять товары более дорогим железнодорожным транспортом.
В такой ситуации из-за острой нехватки воды Киев, возможно, больше не сможет участвовать в строительстве своего отрезка водного пути, получившего проектное название Е–40, который мог бы стать основой для региональной инициативы «Междуморья».
Изначально проект предполагал модернизацию двух тысяч километров рек Днепр и Припять, затем части западного Буга до Вислы и далее до выхода на польские порты на Балтике — Гданьск и Гдыню. Представители трех стран рассчитали, что ввод в строй собственной магистральной водной артерии позволит ежегодно перевозить 5–7 млн тонн грузов в обход России, особо не скрывая, что проект является политическим.
Однако в начале мая тот же Джеймстаунский фонд констатировал потерю интереса Варшавы к форсированию строительства единого речного пути между Черным и Балтийским морями. В Польше сочти более привлекательным дноуглубительные работы на реке Висле, которые позволят активнее включиться в торговлю по международному пути Е–70, протянувшемуся от Роттердама до Клайпеды через территорию Калининградской области.