Специальная военная операция на Украине нужна России для поворота на Восток
Александр Носович
Специальная военная операция России на Украине все месяцы ее проведения поражает западных наблюдателей кажущейся парадоксальностью. Вооруженные силы РФ используют минимум из имеющихся в наличии боевых возможностей и максимально берегут силы. Связано это с тем, что решение о проведении спецоперации — вынужденное: США и другие главные страны НАТО заставляют Москву отвлекаться на Украину и остальную Восточную Европу в условиях, когда вся логика мирового экономического и политического развития подталкивает Россию к переориентации на Восток.
Одиозный американский миллиардер и вершитель судеб других государств Джордж Сорос в своей анекдотической майской речи на Давосском экономическом форуме заявил, помимо прочего, что украинские военные сражаются в Донбассе с многократно превосходящими их российскими силами.
Это утверждение заняло достойное место в речи Сороса, наряду с перлами о том, что на севере Украины имела место битва за Киев, которую проиграла Россия, а войсками РФ в Донбассе командует ветеран контртеррористической операции в Чечне, а ныне заместитель председателя комитета Госдумы по развитию гражданского общества Владимир Шаманов.
На самом деле российская армия на Украине значительно уступает украинской по численности.
Это новое слово в военной науке: наступление ведет армия с меньшими силами, чем у обороняющихся. В мировой военной истории было наоборот: для успеха наступления атакующие войска всегда превосходили защищающиеся в несколько раз.
Россия по большому счету послала на Украину экспедиционный корпус, а не полноценную армию. Москва не случайно все эти месяцы подчеркивает, что проводимые действия — это не война, а именно специальная военная операция. Для принимающих решения в Кремле это действительно так, потому что там непрестанно дают понять, что ничего чрезвычайного, что требовало бы максимальной концентрации сил, в связи с Украиной не происходит.
Экстренные меры в экономике в феврале-марте применялись только как реакция на объявленную Западом «тотальную экономическую войну» и затем прекратились. Воинской мобилизации не происходит, как бы ни хотелось обратного украинским фабрикам фейков. Установка «вставай, страна огромная» отвергается. Россия действует на Украине предельно малыми силами, не применяя и половины имеющихся в ее распоряжении видов вооружений.
Связано это с тем, что проведение специальной военной операции — вынужденное и навязанное России решение.
Москве не оставили ни единого шанса решить дело миром. Все мирные инициативы, возможные компромиссы со стороны России, предложенные США и НАТО переговоры о гарантиях глобальной безопасности — всë было проигнорировано.
Украинскую проблему Запад навязывал Москве много лет, последовательно проводя в этом направлении разрушительную политику. Чего только стоят переговоры об ассоциации Украины с Евросоюзом (ЕС), с которых начинался 9 лет назад кризис на Майдане. Позиция Кремля состояла в том, чтобы допустить Россию на эти переговоры, чтобы обговорить ее интересы при создании зоны свободной торговли Украины с ЕС в условиях схожей зоны с РФ. В итоге российскими интересами европейцы концептуально пренебрегли.
Москву все эти годы вынуждали уделять украинскому вопросу приоритетное внимание из соображений своей безопасности. При том, что сама по себе Украина и вся Восточная Европа не так уж РФ и нужны.
Стратегическая задача России состоит в повороте на Восток, а действия НАТО по развертыванию своей инфраструктуры на ее западных границах и созданию сплошной зоны нестабильности в Восточной Европе производятся лишь для того, чтобы отвлечь РФ от сближения с Китаем и не дать ей переориентировать свою экономику на самые быстрорастущие в мире рынки Индо-Тихоокеанского региона.
Парадоксальным образом США и их союзники своими действиями не замедляют, а только подстегивают эти процессы, заставляя Россию в ускоренном темпе преодолевать инерцию своего американо- и европоцентризма. Форсированный поворот на Восток — это само собой разумеющийся ответ на попытку Запада уничтожить российскую экономику санкциями. И ответ, максимально выгодный для России.
Азиатско-Тихоокеанский регион в последние 30 лет — главный источник экономического роста на планете. Прогноз роста ВВП на ближайшее десятилетие от Международного валютного фонда для Китая, Турции и стран АСЕАН в 3–4 раза выше, чем для Евросоюза.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен говорит, что Россия из-за действий Путина навсегда потеряла такого замечательного покупателя своих энергоресурсов, как Европейский союз. Однако население ЕС сейчас — 750 миллионов человек, тогда как население Китая — полтора миллиарда, и 1,4 миллиарда — население Индии, причем их экономики растут быстрее европейских, а за российские нефть и газ они предлагают лучшую цену. России во всех отношениях выгодно переориентировать на них свой экспорт.
Для успешного и полноценного разворота на Восток России необходимо создать протяженную зону безопасности на своих западных границах.
Сегодня эта задача выполняется на юго-западе и называется специальной военной операцией на Украине. Завтра с высокой долей вероятности будет поставлен вопрос о безопасности на северо-западе. Но стратегические задачи России в любом случае находятся на востоке.