Победила «Дружба»: ЕС выдал России карт-бланш на продолжение спецоперации на Украине
Александр Носович
Наконец-то согласованный после многочисленных споров шестой пакет санкций Евросоюза (ЕС) против России оказался откровенным холостым выстрелом в воздух. Новые санкции носят в основном символический характер и всерьез не задевают Россию, потому что подразумевают многочисленные механизмы их обхода. Киев уже выражает свое возмущение — европейцы фактически дали России карт-бланш на продолжение специальной военной операции на Украине.
Шестой пакет санкций включает в себя частичное эмбарго нефти из России, отключение Сбербанка от системы международных банковских переводов SWIFT и запрет на вещание в Евросоюзе трех российских государственных телеканалов. Чтобы согласовать эти меры, европейцам понадобилось несколько недель прений и споров.
«Слишком медленно, слишком поздно и определенно недостаточно. Мы точно недовольны», — прокомментировал принятое странами ЕС решение замглавы офиса президента Украины Игорь Жовква. Тот редкий случай, когда представитель Киева не скандалит, не качает права и не закатывает истерику, а напротив излишне сдержан, хотя имеет все основания психовать.
Новые санкции на поверку оказываются откровенной профанацией экономической борьбы с Россией, потому что предполагают многочисленные механизмы их обхода и не создают ни ЕС, ни РФ особых проблем, помимо организационных.
Самое главное из принятых ограничений — частичное нефтяное эмбарго — это фактический отказ от нефтяного эмбарго. Запрет российской нефти не распространяется на сухопутные трубопроводы, по которым Европа в основном и получает нефть из России. Нефтепровод «Дружба» санкции никак не заденут. Здесь европейцам очень кстати пришлась неуступчивость Венгрии, которая спасла их от потери лица. Евросоюз сохранил и дешевую нефть, и лицо, объяснив принятые полумеры особой позицией Будапешта, с которым союзники были вынуждены найти компромисс.
Компромисс состоит в том, чтобы перекрыть поставки черного золота из России по морю.
Однако этот запрет столь легко обходится, что предстает чисто символическим действом.
Во-первых, танкеры с российской нефтью могут посылать на экспорт посредники. Судно турецкое, нефть в нëм российская, но по бумагам тоже турецкая. Во-вторых, на нефтяном рынке уже вовсю практикуется так называемая «латвийская смесь». Это когда 49% поставляемой танкером партии нефти — российская, а 51% — любая другая. Более половины нефти — не из России, следовательно, она под запрет не попадает.
Никаких мер по борьбе со «смесями» шестой пакет санкций не предусматривает. Покупать санкционные углеводороды через посредников тоже не возбраняется.
То есть Евросоюз в данном случае решил и невинность соблюсти, и капитал приобрести.
Выражение солидарности с Киевом и осуждение Москвы у европейцев сочетаются с сохранением поставок из России, которые составляют треть нефтяного потребления ЕС и критически необходимы ему в условиях мирового энергокризиса.
Что касается Сбербанка, то основные санкции против него уже введены, международные расчеты адаптированы к новым ограничениям, а внутренние транзакции давно переведены на российскую систему межбанковских переводов. Поэтому отключение от SWIFT особо на «Сбер» не повлияет.
Еще смешнее предполагать, что Вооруженные силы РФ в Донбассе остановит отключение в ЕС трех российских телеканалов.
«Седьмой пакет санкций — может быть только газовый пакет. Потому что в принципе Евросоюз уже приблизился к пределу возможного по части санкций. Уже больше запрещать нечего! Только газ остается, но с газом у них будут на порядок более серьезные проблемы и внутренние противоречия, чем даже с нефтью», — прокомментировал решения Брюсселя постоянный представитель России в Евросоюзе Владимир Чижов.
Однако канцлер Австрии Карл Нехаммер уже заявил, что в седьмом пакете антироссийских санкций газа не будет. Это не обсуждается, потому что Европа сейчас просто физически не может отказаться от продукции «Газпрома».
То есть тактика экономической войны себя исчерпала: все возможные меры воздействия на Москву применены, ее это не изменило и не остановило, и поэтому европейцы переходят от реального санкционного давления к его профанации.
Для России эта профанация означает карт-бланш от Европы на продолжение специальной военной операции на Украине и достижение заявленных 24 февраля ее задач.