Финляндия и Швеция идут в НАТО, доллар теряет позиции: последствия спецоперации на Украине
Александр Носович
Специальная военная операция России на Украине (СВО) продолжается почти три месяца; время подвести первые итоги того, как она изменила мир. Главный итог: мир становится многополярным, глобальное доминирование США стремительно рушится, и это порождает для международных игроков как многочисленные возможности, так и многочисленные угрозы. Вкратце глобальные последствия драматических событий вокруг России и Украины таковы.
1. Дедолларизация
В прошлом месяце президент США Джозеф Байден заявил, что попытки некоторых государств вызвать искусственную девальвацию доллара не пройдут: национальная валюта Соединенных Штатов сохранит свои доминирующие позиции в международной торговле. Сам факт того, что хозяин Белого дома убеждает международное сообщество в невозможности обрушения главной в мире резервной валюты, говорит о том, что позиции «зеленого» пошатнулись.
В первую очередь это вызвано санкциями против России и ответным решением Москвы отказываться от евро и доллара при продаже иностранцам энергоносителей.
Россия — один из главных в мире поставщиков нефти и газа, и ее курс на уход от доллара во внешнеторговых расчетах не мог не сказаться на мировой экономике. «Тотальная экономическая война», объявленная России после 24 февраля 2022 года, лишь подстегнула этот курс, который проводился давно. Так, за 2013–2019 годы доля рубля в расчетах за экспорт РФ выросла с 54% до 70%; в расчетах за импорт — с 61% до 75%.
После 24 февраля курс на дедолларизацию стал необратимым.
Москва будет все больше и больше расширять практику расчетов в рублях.
Внешнеэкономическим партнерам ее политика только выгодна. Так, Беларусь за поставки российской нефти и газа в рублях получает до полумиллиарда долларов выгоды в год.
2. Милитаризация Балтики
Принципиально уступив России в самом начале на ее юго-западных рубежах — отказавшись воевать за Украину, — Запад решил взять реванш на российском северо-западе. Последовательно увеличивается и будет увеличиваться еще больше военное присутствие НАТО на границах России и Беларуси с Польшей и странами Балтии.
Варшава и прибалтийские столицы ничуть не вразумились трагедией Украины, как это сделали Грузия и Молдова, а вышли на качественно новый уровень русофобии. Главные страны НАТО, в свою очередь, неизменно подчеркивают, что Польша и Прибалтика — не Украина: за них, случись что, союзники воевать будут.
Очевидно, что в США решили компенсировать потерю украинского плацдарма военного давления на Россию созданием равноценного плацдарма в регионе Балтийского моря.
Отсюда и заполошное решение в ускоренном темпе принять Швецию и Финляндию в НАТО. Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич правильно сказал, что итогом этой новой волны расширения станет превращение Балтики во внутреннее море НАТО. Едва ли Россия смирится с таким положением дел, следовательно, Балтийский регион станет следующим после Украины центром военно-политической эскалации.
3. Деградация Европы
Для Запада «война на Украине» стала своеобразной «войной по доверенности». Соединенные Штаты ловко выкрутились из ситуации, когда им надо концентрировать все силы на противоборстве с Китаем и потому невыгодно отвлекать ресурсы на «сдерживание России» и поддержку Восточной Европы. Они делегировали экономическую войну с Россией союзникам по НАТО в Европе.
Больше всего санкций против России ввели не США, а Евросоюз и отдельные европейские страны.
В результате бумеранги от объявленной России «тотальной экономической войны» за несколько месяцев лишили Европу звания лучшего места в мире для жизни.
Цены на товары первой необходимости, коммунальные тарифы растут рекордными темпами. Европейцы все чаще не могут позволить себе еду, которая исчезает с прилавков. Брюссельские чиновники учат население пореже мыться и тем самым «досадить Путину». В европейских странах подсчитывают, сколько домохозяйств будущей осенью не смогут позволить себе включить отопление, и прогнозируют массовую смертность от обморожений.
При этом в политическом отношении терпящий все эти жертвы за Украину Старый Свет смотрится просто жалко. Европейские лидеры призывают к международной изоляции России — и звонят в Кремль Путину. Отказываются платить за российский газ в рублях — и открывают рублевые счета в «Газпромбанке». Заявляют, что исход конфликта России и Украины должен решаться на поле боя — и по прошествии непродолжительного времени снова заводят речь о переговорах.
И все это под бдительным контролем Соединенных Штатов Америки.
Европа превратилась в больной орган планеты.
И сейчас ее надо срочно лечить.
4. Многополярный мир
Специальная военная операция России на Украине резко ускорила процесс демонтажа несправедливого постколониального миропорядка во главе с США и бывшими колониальными империями Европы. Этот процесс форсировал сам Запад, когда принялся «отменять» Россию в мировой экономике и политике.
Россия из мира никуда не ушла, зато было подорвано доверие к механизмам глобального управления Запада, будь то доллар, информационные технологии, промышленное оборудование, банки или масскульт. Мир убедился, что все это — инструменты контроля и возможного шантажа, которые в любой момент могут быть использованы против непокорных как оружие. Чтобы быть суверенными и отстоять независимость, нужно иметь альтернативы и дубли всего того, что предлагают США и их союзники по НАТО.
В результате был подстегнут необратимый процесс разрушения западной либеральной модели глобализации, вместо которой происходит распад мира на несколько больших геополитических и геоэкономических блоков.
Этот процесс отвечает стратегическим целям России, которая не одно десятилетие выступает за многополярное мироустройство и против диктата одной страны или блока стран. Эту цель, как выяснилось в критической ситуации, разделяет большинство государств планеты: из 193 стран — членов ООН санкции не поддерживают 80% стран, в которых проживает 85% населения Земли.