Колонка редактора Колонка редактора

Россию оказалось невозможно победить санкциями

Курсы доллара и евро по отношению к российскому рублю рухнули до минимумов 2020 года. ОПЕК предупреждает Евросоюз, что заменить российскую нефть на мировом рынке нечем, а утверждение о неэффективности санкций против России стало банальностью. Инициаторы «тотальной экономической войны» явно недооценили потенциал России, который позволяет ее экономике быстро адаптироваться к новым условиям.

Когда в конце февраля — начале марта на Россию обрушивали «девятый вал» санкций, расчет был на то, что «взбесившаяся бензоколонка» развалится за неделю. Речь шла уже не о том, чтобы «заставить Путина изменить свое поведение». Речь шла о том, чтобы уничтожить Россию экономически, раз уж бороться военными мерами с ней немыслимо.

Поэтому введенные санкции были, собственно, уже не санкциями, а экономическим оружием массового уничтожения, альтернативным и аналогичным ядерному оружию. Шутка ли — заблокировать большинство валютных резервов РФ, отключить Россию от международной системы банковских переводов, запретить поставлять ей банкноты евро и долларов, закрыть вход в морские порты Европы российским судам, закрыть небо для российских самолетов над половиной планеты, перекрыть почти весь российский экспорт на Запад и почти весь импорт в Россию.

Тем сильнее был шок, когда эта беспрецедентная во всемирной истории «экономическая бомбардировка» не сработала.   

Разумеется, санкции больно ударили по российской экономике, в перспективе ближайших месяцев их влияние еще скажется, и это влияние будет болезненным. Однако цель «тотальной экономической войны» состояла не в том, чтобы сделать России больно. Цель была — уничтожить ее, принудить к капитуляции перед Западом.

Спустя два месяца после введения самых мощных и болезненных ограничений Россия жива, цела, невредима и даже продолжает как ни в чем не бывало специальную военную операцию на Украине. В середине марта пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки утверждала, что санкции полностью разрушили российскую экономику, а сегодня доллар стоит 69 рублей — меньше, чем до начала украинской спецоперации, на уровне лета позапрошлого года.

Утверждения о неэффективности санкционных мер против России стали на Западе общим местом.

Об этом сейчас говорят даже патентованные русофобы вроде бывшего президента Литвы Дали Грибаускайте, которая призывает рассматривать военные методы воздействия на Россию, потому что санкции бесполезны.

Можно было бы указать Грибаускайте на то, что России потому и объявили «тотальную экономическую войну», что просто воевать с ядерной сверхдержавой — самоубийство. Но речь сейчас не об этом. В одном старушка права. Призывать вводить санкции против России стало просто смешно. Уже почти все ввели. Результат — ноль.

У сторонников экономического давления остается надежда только на долгосрочный эффект. Мол, санкции себя еще проявят. Пусть не сейчас, но к концу года они таки подорвут российскую экономику.

Надо признать, резон в таких доводах есть. По мере уменьшения импортных запасов будут расти проблемы с предложением на потребительском рынке, которые станут критическими, если утерянную продукцию не удастся оперативно заместить.

Но опять же цель состоит не в том, чтобы насолить простым россиянам (хотя это приятно, ведь 80% из них после 24 февраля поддержали Владимира Путина). Цель — экономическими методами уничтожить Россию. Это практически невозможно.

Экономический потенциал России позволяет ей в долгую выстоять в любой санкционной войне, в которой проиграют (и уже проигрывают) те, кто бьет по ней санкциями.

Россия — это самые большие в мире запасы полезных ископаемых. Это первое место в мире по доказанным запасам природного газа и шестое место по доказанным запасам нефти. Россия занимает четвертое место в мире по объемам производства электроэнергии и производит 10% всех минеральных удобрений.

Можно возразить, что все это было и у Советского Союза, только его экономике это не помогло. Однако у современной России есть многое из того, чего не было у СССР. Например, революция в аграрном секторе.

Современная Россия занимает четвертое место в мире по животноводству, третье место — по производству картофеля, пятое — по зерну и шестое — по молоку. Россия — это 10% мирового объема пшеницы, 15% сахарной свеклы и четверть всего подсолнечника.

В условиях глобального противостояния именно это имеет значение, а не всякие эфемерные показатели вроде рейтинга инвестиционной привлекательности Doing Business. У России есть продовольственная, промышленная, энергетическая независимость — и это впридачу к политической стабильности и патриотической консолидации в обществе, которую обеспечила все та же объявленная россиянам «тотальная экономическая война».

У стран Запада, кстати, большинства перечисленного нет.

Уничтожить Россию экономически для Запада сегодня так же нереально, как победить ее силой оружия.

Осознание этого факта Европе и США дается болезненно. Они ведь убеждали всех и сами себя убедили в том, что Россия — экономический карлик. А «карлик» один за другим отражает удары «гигантов».

Читайте также
4 мая 2022
Украинской стороне и другим государствам следует признать уже сложившиеся территориальные реалии на Украине. Об этом заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
5 мая 2022
Западные СМИ трактуют специальную военную операцию России на Украине как бессмысленный и ничем не объяснимый акт «имперской агрессии». Подобные утверждения — грубая ложь и примитивная пропаганда. Страны НАТО десятилетиями подталкивали Украину в направлении вооруженного столкновения с Россией и сделали все возможное, чтобы две братские страны прошли путь от добрососедских отношений к силовому конфликту.
4 мая 2022
Заявления о том, что Россия вторгнется в Молдову, — лишь повод для отправки вооружения и наемников с целью окружения армии России в Приднестровье. В НАТО опасаются, что если военная спецоперация на Украине будет длиться долго, Россия может переломить в один момент ситуацию таким образом, что Украина окажется полностью отрезанной от Черного моря.
5 мая 2022
Киев и Кишинев обсуждают возможности передачи Украине молдавской военной техники и введения Молдовой санкций против России. Молдавская власть откровенно пренебрегает закрепленным в Конституции принципом нейтралитета, что грозит ей погружением республики в затяжной политический кризис. Однако западных кураторов президента страны Майи Санду устраивает сценарий дестабилизации Молдовы.