4 подтверждения обороноспособности России в информационной войне
Александр Носович
Утверждение, что Российская Федерация проигрывает в информационной войне, стало общим местом и во многом инструментом той самой информационной войны, которую развязал против нее Запад. Однако динамика конфликта доказывает обратное: Россия успешно противостоит атакам западных СМИ, и вся колоссальная медиамашина стран НАТО неспособна переломить ситуацию. Главный признак — ставка США и ЕС на международную изоляцию России не сыграла: из 193 стран — членов ООН санкции против России не поддерживают 80% стран, в которых проживает 85% населения Земли.
1. Патриотическая консолидация в России
Главный объект информационной войны — это всегда тыл противника. Говоря точнее, население противоборствующей стороны. Его надо дезориентировать, привить пораженческие настроения, вызвать панику, заставить отказаться от поддержки своей страны.
В этом отношении у Запада полный провал.
Рейтинг Владимира Путина с начала конфликта на Украине находится в стадии непрерывного роста и к концу апреля достиг 80%. Специальную военную операцию России также поддерживает абсолютное большинство россиян.
Пенять за это на «кремлевскую пропаганду» — это как пенять на зеркало за то, что рожа кривая. У западных медиатехнологов сохраняются «окна» воздействия на российскую аудиторию даже без подключения программ обхода блокировок VPN. В до сих пор не заблокированный YouTube можно «залить» любое видео. В мессенджере Telegram россияне могут читать кого угодно и что угодно: донести до них западную точку зрения — не вопрос.
Вопрос в том, что ее-то большинство жителей России и не воспринимает.
2. Поддержка России в мире
Второй главный объект информационной войны — мнение «третьих стран», то есть стран, не вовлеченных в конфликт. Чтобы склонить их руководство выступить на своей стороне, противника необходимо дискредитировать как можно сильнее.
И с этим у Запада тоже «дело швах».
Спустя два месяца после 24 февраля американские СМИ признают, что симпатизантов у России стало даже больше, чем было, а нейтральные государства однозначно поддерживать Украину и присоединяться к антироссийским санкциям по-прежнему не хотят.
При голосовании в ООН по русофобским резолюциям голосуют против или воздерживаются страны, которые вместе составляют половину мировой экономики и в которых проживает две трети населения планеты. Массированные информационно-психологические атаки вроде «геноцида в Буче» переломить их отношения к происходящему не смогли.
3. Российских журналистов пытаются нейтрализовать
Предотвращенные покушения украинских спецслужб на известных российских журналистов показали, что их точки зрения в Киеве боятся и готовы использовать любые методы без исключения, чтобы российская позиция не прозвучала. Более того, боятся не только на Украине, но и на Западе: президент Владимир Путин обвинил американское ЦРУ в том, что они согласовали и координировали действия украинских неонацистов.
США и ЕС неспособны вести информационную войну в условиях свободы слова, поэтому они дошли до официальной цензуры и попыток любыми путями — вплоть до убийства — нейтрализовать противоречащих им лидеров мнений.
Российские СМИ в Европе запрещены, отключены, заблокированы, оглушены. Пророссийские местные спикеры боятся слово сказать под страхом репрессий. Евросоюз законодательно обязует технологических гигантов удалять со своих площадок контент, не соответствующий официальной повестке. Все это — не победа в информационной войне, а признание слабости и уязвимости своей позиции.
4. Протестные настроения на Западе
Задача-минимум информационной политики — обеспечить общественную поддержку внешнеполитическому курсу на собственной территории. С этим США и ЕС вроде справляются. Большая часть населения западных стран считает Россию агрессором и поддерживает санкции против нее.
Но и здесь антироссийская пропаганда не работает на «пятерку».
Припадочная русофобия не может оправдать в глазах американцев и европейцев резкое снижение их уровня жизни, что ведет к росту протестных настроений и падению популярности правящих там политиков.
Единственное светлое пятно для западного истеблишмента в этой области — переизбрание на второй срок Эммануэля Макрона во Франции. В остальном все плохо.
Рейтинг Джозефа Байдена в США опустился до 33% — это рекордно низкий показатель для хозяина Белого дома, который еще не перевалил за «экватор» своего первого президентского срока. Половина немцев недовольна работой канцлера Германии Олафа Шольца — у Ангелы Меркель таких антирейтингов никогда не было.
По американцам и европейцам бумерангом бьют санкции, которые их правители запустили против России. При этом западная медиамашина не может не только россиянам, но даже внутренней аудитории доказать, что причина их бед — Путин. Что это Россия, а не их политики виноваты в подскочивших ценах на заправках, низкой температуре в квартирах и исчезновении ряда продуктов из магазинов.