Россия намекнула Литве на военный ответ на блокаду Калининграда
Александр Носович
МИД России назвал «игрой с огнем» разговоры в ЕС о возможной товарно-транспортной блокаде Калининградской области. Это недвусмысленный намек Вильнюсу, который активно лоббирует в Брюсселе сценарий, по которому блокада Калининграда для Москвы — casus belli: основание для начала войны. В Европе это понимают, так что отмашки перекрыть калининградский транзит Литве не дают, однако страна — традиционный рекордсмен по самоубийствам просто не может остановиться и готова нарываться на военный ответ России и дальше.
Вильнюс не может в одностороннем порядке застопорить российский транзит в Калининградскую область, с горечью констатирует министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис. «Что касается односторонних решений по калининградскому транзиту, то подобное, теоретически, наверное, не очень возможно, потому что это соглашение Европейского союза и России», — заявляет Скуодис.
Ранее литовские представители неоднократно заявляли, что будут бороться за полное закрытие границ России и Беларуси с Евросоюзом. «Полное закрытие» означало и закрытие сухопутного коридора из Калининградской области в «большую Россию».
Однако, судя по заявлениям из официального Вильнюса, переговоры в Брюсселе по новому пакету санкций против России закончились для профессиональных русофобов очередным разочарованием. Европа такие санкции по максимуму вводить не торопится, а старые не дают результата. Специальная военная операция на Украине идет своим чередом, а курсы доллара и евро в РФ скатываются к показателям до объявления ей «тотальной экономической войны».
Поэтому Литва и прочие государства Восточной Европы думают действовать самостоятельно и вводить транспортные ограничения против России (в той мере, в которой им это позволяют международные режимы и соглашения) в обход ЕС.
Польша и Прибалтика могут договориться о региональных транзитных санкциях против России и Беларуси, если Евросоюз не запретит портовые и наземные перевозки в эти страны, объявила советник министра сообщения Латвии Майя Рена. Если в проекте участвуют Литва и Польша, центральным вопросом опять же становится Калининградская область.
Эта история напоминает польские инициативы с миротворцами на Западной Украине, поставкой Киеву сперва боевых самолетов, затем старых советских танков, и прочим. В НАТО на все эти инициативы отвечали: сколько угодно, но только без нас. Если миротворческий контингент, то не контингент НАТО. Если караваны с оружием, то не по линии НАТО. Все на свой страх и риск, без всяких гарантий защиты: мы в войну с Россией ввязываться не собираемся.
В данном случае вместо Североатлантического альянса — Евросоюз, вместо военных методов — экономические, но принцип все тот же. Действуем сами, без «старших», под свою ответственность.
При этом на транспортную блокаду Калининградской области Россия может дать вооруженный ответ, поскольку это подрыв национальной безопасности, и здесь вступают в силу не ответные санкции, а Военная доктрина РФ.
В Европе, начиная против России «тотальную экономическую войну», почему-то уверили себя, что Москва будет играть по установленным европейцами правилам. А главное правило на Западе сегодня такое: мы отвечаем на боевые действия против Украины санкционным давлением на Россию, помогаем Киеву оружием и советами, но сами силу не применяем.
В этой логике товарно-транспортная блокада Калининграда закономерна. Это мера экономического воздействия на Россию, все по правилам.
Только вот у России свои принципы, согласно которым при угрозе безопасности российской территории начинает действовать Министерство обороны РФ.
И в результате вместо ответных ограничительных мер Литве за блокаду Калининградской области в прямом и переносном смысле слова прилетит. Например, гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал».
В Москве уже намекнули, что на попытки отрезать балтийский эксклав от сухопутной связи с Россией возможен военный ответ. «Я очень надеюсь, что здравомыслие в Европе все-таки не позволит пуститься в какие-либо игры вокруг Калининграда. Думаю, многие понимают, что это игра с огнем», — сказал заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко.
«Игра с огнем» — намек яснее некуда. И в Брюсселе этот намек поняли, судя по разочарованию Вильнюса итогами обсуждения нового пакета санкций.
Переговоры Литву настолько не устроили, что она готова «играть с огнем» самостоятельно. Ничего удивительного, если вспомнить, что речь идет о стране — традиционном рекордсмене по политическим самоубийствам.