Санкции в висок: «экономическая война» с Россией убила транзит в Прибалтике
Александр Носович
Прибалтийские предприниматели рассуждают о состоянии транзитной отрасли Литвы, Латвии и Эстонии в апокалиптических выражениях. Показатели грузооборота, которые падали много лет, сейчас вовсе вошли в крутое пике. Транзит — это та отрасль прибалтийской экономики, которая не может существовать без России: если последней на Западе объявлена «тотальная экономическая война», то это означает убийство транзита в Прибалтике.
«Мы сейчас даже переносим очередное заседание правления изо дня в день, чтобы было о чем разговаривать. На сегодняшний день любые калькуляции бессмысленны! Самый тяжелый вариант рассматриваем: берем "весь транзит равняется нулю" и из этого исходим», — говорит председатель правления Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш.
Выражение «транзит равняется нулю» сегодня типично.
Именно в таких выражениях в Прибалтике сейчас говорят о состоянии морских портов, железных дорог и перевозок грузовым автотранспортом.
«То, что сейчас надвигается в плане перевозок, это катастрофа», — говорит, например, член правления ассоциации Latvijas Auto Александр Черкасов. То же самое могут сказать представители прочих отраслей транспорта в Прибалтике.
Морские порты в ближайшие месяцы ожидают рекордного падения грузопотока. Так, грузооборот Рижского порта в Латвии, по прогнозам экономистов, может обвалиться почти на треть. В Клайпедском порту Литвы прогнозируется двукратное падение товарооборота и уже начались массовые сокращения персонала.
Резко ухудшилась ситуация в грузовой авиации. Аэропорт Риги лишился большинства транзитных грузов, которые шли из Китая.
Министерство сообщения Латвии прогнозирует падение грузооборота «Латвийской железной дороги» на 85%.
И во всех без исключения случаях причина логистической катастрофы одна: санкции против России.
Транзитные грузы из Китая шли в рижский аэропорт для последующей транспортировки в Россию. Через Ригу товары возили российские компании-операторы, которые сейчас попали под санкции.
Дальнобойщики теперь не могут свободно водить фуры с грузами из-за визовых ограничений ЕС и конкретно стран Прибалтики для российских граждан. «Сейчас Евросоюз принял санкции, но они не касались трудовых виз. А Латвия — одна из немногих стран, которые приняли запрет и по ним тоже. То есть если у нашего водителя заканчивается виза, мы его должны увольнять», — говорит представитель ассоциации Latvijas Auto.
Наконец, с портами и железными дорогами Прибалтики все предельно ясно. Иностранные компании прекращают поставки в Россию, а они проходили через прибалтийские порты. Западные правительства одно за другим вводят санкции против российских фирм, часть продукции которых до сих пор шла на экспорт через Прибалтику.
Основной зарубежный партнер железных дорог Эстонии, Латвии и Литвы — «Российские железные дороги», а против них ввели санкции. С РЖД нельзя иметь дело, ее вагонами нельзя пользоваться. Как следствие прибалтийские железные дороги почти не могут заниматься грузоперевозками.
Короче говоря, транзитная отрасль в Прибалтике умирает одномоментно — не медленно и неуклонно, как это было в предыдущие годы, а разом.
И удивляться этому не приходится, ведь, выражаясь словами министра экономики Франции, России объявлена «тотальная финансовая война». Проявляется эта война в разрыве Западом всех экономических связей с Россией. А транзит — это именно связи. В натуральном, товарном выражении.
В Прибалтике транзит — это грузопотоки с востока и на восток. Все россказни о том, что кто-то будет возить через нее большие товарные партии из Финляндии в Польшу, давно опровергнуты жизнью. Данная отрасль в Прибалтике неуклонно деградировала из-за непрерывно ухудшающихся отношений балтийских стран со своими восточными соседями — Россией и Беларусью.
Сегодня она стремительно умирает из-за объявленной России «тотальной экономической войны».
Этого рикошета от политики «адовых санкций» не то чтобы никто не видит — никто не считает это настолько значимым явлением, чтобы обращать на него внимание.
Прибалтийские политики говорят прямо: да, жизнь станет хуже, мы идем на экономические потери. Но ради «сдерживания России» мы перед этими потерями не остановимся и даже сделаем их еще больше. Так, Литва запретила российским судам заходить в и без того терпящий бедствие после ухода белорусских грузов Клайпедский порт.
До сих пор Прибалтика стреляла себе в ногу борьбой с Россией и инициированием против нее политики санкций. Сегодня она бьет наповал и стреляет себе в висок.
Главный редактор RuBaltic.Ru