Переправа через Днепр — героическая страница в летописи Великой Отечественной войны. За форсирование реки 2 438 человек получили звание Героя Советского Союза. Никогда больше бойцы советской армии не награждались так массово.
Воспоминания Петра Помазана, за форсирование Днепра получившего орден Красной Звезды:
Ночами шли маршевые роты к Днепру, соблюдая скрытность и маскировку. Наконец у цели. Из всего, что нам хоть мало-мальски подходило, мы, весь личный состав фронта, сооружали переправочные средства и, опять же, их маскировали. Я и мои товарищи считали, что именно наш участок и будет центром форсирования реки. Оказывается, нет. Мы ошибались. Форсирование началось на многих участках в одно и то же время. Для немцев это было неожиданностью.
После приказа «Плавсредства к воде!» мы, двенадцать человек, сравнительно легко притащили к месту переправы свой плот со станковым пулеметом.
Наш берег пологий, поросший камышом, бурьяном, кустарником, а противоположный — крутой и обрывистый. Велено было раздать «наркомовские». От спиртного я отказался. Меня била дрожь.
Столкнув плот на воду, стали переправляться на тот берег. Забегали по воде лучи немецких прожекторов, и пулеметные очереди заторопились строго по лучам света, пересекающимся, словно огромные ножницы, резавшие не кромками, а крупным калибром.
...Вот-вот луч достигнет нашего плота. Нет. Дрогнул, пошел назад. Снова направился к нам. Течением воды нас потихоньку сносит с намеченного курса. Опять луч нас не достиг. И так несколько раз. Фу-у, толчок о берег. Не скрою, радовались.
Надо взобраться на крутой берег, да еще и с пулеметом. Вскарабкались в сплошном вое, взрывах, криках раненых, матерщине, фонтанах воды от взрывов.
Вот уже всходит солнце. Выполняя приказ, мы, продвинувшись на несколько десятков, а может, сотню метров, должны были окопаться. Предполагалась артподготовка, но нам повезло, мы оказались в добротной немецкой траншее. Ударили «катюши». Вокруг все горит: и земля, и вода, и небо…
Источник: оригинальная статья