Контекст

«Степная лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина»: Монголия поставляла не меньше, чем шло по американскому ленд-лизу

Источник изображения: topwar.ru

Ленд-лиз говорите? Маленькая 800-тысячная Монголия поставила нам в годы войны мяса практически столько же, сколько и США, о том, что шинели делались из монгольской шерсти, что полушубки шились из монгольской овчины, что в СССР было поставлено 500 000 лошадей и 700 000 рогатого скота, о том, что жители Монголии помимо этого добровольно собрали для СССР в 1942 году 100 000$, 2,5 млн тугриков и 300 кг золота, о том, что сформировали танковые батальоны и авиационные эскадрильи, мало кто знает.

В октябре 1941 г. из Монголии был отправлен сформированный гражданами страны первый эшелон с подарками бойцам Красной Армии. Он вез 15 тысяч комплектов зимнего обмундирования, около трех тысяч индивидуальных подарочных посылок на общую сумму в 1,8 млн тугриков. Кроме того, Госбанк СССР получил 587 тыс. тугриков наличными на расходные нужды. Всего за первые три года войны из Монголии в Советский Союз было отправлено восемь эшелонов. Они доставили продукты питания, обмундирование и иные необходимые вещи на общую сумму в 25,3 млн тугриков. Последний девятый эшелон из 127 вагонов был отправлен в начале 1945 года.

Вот примерный перечень доставленного только одним из эшелонов в ноябре 1942 г.: полушубки — 30 115 шт.; валенки — 30 500 пар; меховые варежки — 31 257 пар; меховые жилеты — 31 090 шт.; солдатские ремни — 33 300 шт.; шерстяные фуфайки — 2 290 шт.; меховые одеяла — 2 011 шт.; ягодное варенье — 12 954 кг; туши джейранов — 26 758 шт.; мясо — 316 000 кг; индивидуальные посылки — 22 176 шт.; колбаса — 84 800 кг; масло — 92 000 кг.

Генеральный секретарь ЦК МНРП Ю. Цеденбал в своем докладе на собрании партийного актива города Улан-Батора 6 октября 1942 г. заявлял:

«Надо понять и разъяснить каждому трудящемуся МНР, что только разгром гитлеризма спасет нашу страну от угрозы военного нападения, от всех тех ужасов, которые переживают сейчас народы воюющих стран, что все, что мы можем, мы должны отдать ради достижения этой цели, без чего никакое минутное благополучие не будет прочным».

Осенью 1942 г. из города Ховд вышел караван верблюдов. Караван был необычным. Во-первых, он был самым большим в истории Великого шелкового пути и насчитывал 1200 верблюдов. Во-вторых, он вез очень нужные для воюющей Красной Армии вещи.

Заботливо пошитые монгольскими женщинами 5 тысяч фуфаек и 10 тысяч полушубков, 22 тысячи пар носков и варежек из верблюжьей шерсти, семь тонн сушеного мяса, средства для постройки танка «Т-34» — все это было собрано кочевниками степной страны для красноармейцев. Каравану предстояло пройти очень тяжелый путь — почти тысячу километров через полупустыню, горы, преодолевая Чуйский тракт.

Неоценимым был вклад Монголии в снабжение Красной Армии лошадьми. Фактически только Монголия, за исключением самого Советского Союза, оказывала Красной Армии помощь лошадьми.

Следует отметить, что кроме собственно Советского Союза, брать лошадей для нужд РККА кроме как в Монголии, было негде. Тем более, в таких количествах, которые требовались фронту.

Так, каждая пятая лошадь РККА была поставлена Монголией. Это были маленькие лошадки монгольской породы, отличавшиеся большой выносливостью, неприхотливостью в пище и «самообеспечением» — они кормились сами, щипая траву и обгрызая кору деревьев. Генерал Исса Плиев вспоминал, что

«…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

Продовольственная помощь Красной Армии, оказанная небольшой по численности населения и слабой в экономическом отношении Монголией, практически равнялась поставкам продовольствия из США. Если американской стороной в Советский Союз было поставлено 665 тысяч тонн консервов, то Монголия дала на нужды фронта 500 тысяч тонн мяса. Как мы видим, цифры практически равны, только масштабы американской и монгольской экономик совершенно несопоставимы.

Огромную роль в обеспечении Красной Армии сыграли и поставки из Монголии шерсти. Они даже перекрыли поставки аналогичной продукции из США — если из Соединенных Штатов было прислано 54 тыс. тонн шерсти, то из Монголии — 64 тыс. тонн шерсти.

Естественно, что столь масштабные поставки продовольствия и вещей потребовали от монгольской экономики колоссального напряжения. Трудовые ресурсы Монгольской народной республики были задействованы полностью. В Монголии был официально введен десятичасовой рабочий день. Огромная часть поголовья скота была изъята государством на нужды поддержки союзного советского государства. Таким образом, в течение всего периода Великой Отечественной войны Монголией оказывалась существенная и неоценимая помощь сражающейся Красной Армии и советскому народу. Но все же, основной вклад Монголии во Вторую мировую войну произошел уже после победы над гитлеровской Германией. Речь идет о войне с Японией, в которой Монгольская народная республика приняла самое деятельное участие.

Источник: Семенов А.Ф., Дашцэрэн Б. Эскадрилья «Монгольский арат». — М., Воениздат, 1971; Помощь степей. Монголы — верные союзники СССР в Великой Отечественной войне // Военное обозрение.