Контекст

«Плохо прикопали туалет»: в 1945–1946 гг. советские спецслужбы обнаружили 29 тыс. бандеровских схронов

Российский историк спецслужб Александр Иванович Колпакиди пишет:

«Еще одно проблема, с которой столкнулись правоохранительные органы, — это массовое строительство «схронов». Подземные убежища сельские жители Западной Украины начали строить еще зимой 1943–1944 года. Почти в каждом крестьянском дворе к весне 1944 года было вырыт схрон, укрытие или убежище. В нем хранились запасы продовольствия и одежды. В нем семья могла спрятаться на случай визита в село врагов — немцев, советских партизан или Красной Армии, а также банд дезертиров и коллаборационистов. После освобождения территории от немецкой оккупации такие схроны военнослужащие Красной Армии обнаруживали в каждом четвертом дворе. Хотя на самом деле их было значительно больше.

Схроны различались размерами. От одноместных, площадью два квадратных метра, больше похожие на могилы, до многокомнатных, оборудованных нарами и столами. В последних можно было жить, не выходя на поверхность, в относительно комфортных условиях, месяцами. Часть «убежищ» изначально предназначалась для размещения в них библиотек, типографий, архивов и т. п.

При этом неукоснительно соблюдалось главное требование к таким объектам — их тщательная маскировка. Ведь в случае обнаружения «схрона» противником у находящихся там людей не было шансов на спасение: погибнуть в бою (а точнее, в большинстве случаев, быть уничтоженными с помощью гранат) или сдаться на милость победителю.

Чекисты и военнослужащие внутренних войск приложили максимум усилий для обнаружения «схронов». В результате, за 1945–1946 год только на территории Западной Украины было обнаружено 28 969 укрытий».

Дмитрий Федорович Капранов, служивший после войны в Западной Украине, вспоминает:

«Как-то раз привычно подошли к лесу, растянулись по опушке цепочкой на зрительную связь и начали прочес. И где-то, возможно, метров через сто, не больше, ко мне бежит солдат Бузин. Оказывается, он ногой влетел в ямку. Небольшая такая ямка, но очень занятная — с человеческим калом.

А вот это с их стороны уже прокол! Понятно, что с села в лес носить не будут. И если этого кала там так много, то это первый признак, что где-то рядом схрон. Получается, они в ведре выносили, здесь немножко прикопали и дерном замаскировали. Но тут, конечно, они обмишурились. Если бы хорошо закопали, то черта с два бы мы нашли.

И буквально там немного прошли, как по нам открыли огонь.

В общем, они ударили по нам, а мы повели ответную стрельбу. Постепенно определили, откуда они бьют, обложили кольцом.

Они стали высовывать из люка руку с автоматом и лупить наугад в нашу сторону длинными очередями. Потихонечку вместе с Башкировым начали подбираться…

Достаю гранату и ползу дальше. А вот он! Вижу — люк, открытый. Башкирову еще крикнул: «Держи их, чтоб никто не высунулся!»

Я сам левша, а в тот раз взял РГД в правую руку. Но ничего, попал точно, прямо в люк. Конечно, взрыв там, все затихло. Все четверо погибли. Дымовых шашек у нас просто не было, поэтому дали в люк пару-тройку сигнальных ракет...».

*ОУН-УПА — запрещенная в России организация, прим. RuBaltic.Ru

Схрон Источник: Колпакиди А. И. Ликвидаторы КГБ. Спецоперации советских спецслужб 1941—2004. — М.: Яуза: Эксмо, 2004; Смоляков С.Н. Я дрался с бандеровцами. — М.: Яуза, 2017
Схрон
Источник: Колпакиди А. И. Ликвидаторы КГБ. Спецоперации советских спецслужб 1941—2004. — М.: Яуза: Эксмо, 2004; Смоляков С.Н. Я дрался с бандеровцами. — М.: Яуза, 2017

Читайте также
10 августа 2020
Грузовики, в кузовах которых стояли немецкие военнослужащие в форме бундесвера со связанными за спиной руками, въехали под виселицы. На площади воцарилась тишина. По громкоговорителю прозвучал приговор. Наши солдаты-конвоиры в касках начали надевать петли на шеи немцев.
7 августа 2020
Влодзимеж Дембский услышал слова: «Ну что ж, убивали — плохо сделали, но они боролись за Украину». И так, наверное, думают и сегодня очень многие украинцы.
6 августа 2020
Виктор Талалихин — военный лётчик, одним из первых в СССР применивший ночной таран, Герой Советского Союза.
10 августа 2020
Она прошла через сквер и дошла до того места, где лежал убитый русский красноармеец. Она с трудом перевернула его лицом вверх и увидела, что лицо у него молодое и очень бледное. Она пригладила его волосы, с трудом сложила на груди его руки и села рядом с ним на землю.