Фёдор Крылович в одиночку совершил самую крупную железнодорожную диверсию в годы войны. Немцы подумали, что это был налет советской авиации
Глубокой ночью 30 июля 1943 года мощный взрыв сотряс Осиповичи. Разбуженные им горожане в спешке стали покидать свои дома. Взор каждого из них в тот момент был направлен в сторону железнодорожной станции – там бушевал огненный смерч, взвивались в небо облака черного дыма, рвались авиабомбы, артиллерийские снаряды, противопехотные мины и прочие боеприпасы...
Гораздо позже, в 1970 году, почти через 30 лет после этого события, Пантелеймон Пономаренко, в годы Великой Отечественной войны начальник Центрального штаба партизанского движения, отмечал: «Если бы речь шла о самой выдающейся операции, совершенной одним человеком, я бы, не задумываясь, ответил: уничтожение четырех военных эшелонов на станции Осиповичи в июле 1943 года. Их взорвал комсомолец Федор Крылович…».
Сама же эта боевая операция, кстати, признанная военными историками наиболее крупной диверсией на железнодорожном транспорте в годы Второй мировой войны, стала логичным результатом непримиримой борьбы с врагом, которую в Белорусской ССР партизаны и подпольщики.
С 1937 года Фёдор Крылович в Красной Армии, сержант. Участник боёв у оз. Хасан и на р. Халхин-Гол в 1939 году, советско-финляндской войны. С 1940 года электромонтёр на ж.-д. ст. Осиповичи. Во время Отечественной войны в июле 1941 года наладил связь с партизанами. Подпольщики его группы снабжали партизан медикаментами, бумагой, принимали по радио и распространяли среди населения сводки Совинформбюро.
В июле 1943 года от руководства местного партизанского отряда получил задание взорвать эшелон с горючим на ст. Осиповичи. Чтобы получить доступ к эшелону, прибывавшему на станцию ночью, подпольщик повредил электропроводку входного светофора, а когда его вызвали для ремонта светофора, установил две магнитные мины на цистернах в начале и конце состава.
В результате взрыва и возникшего пожара уничтожены эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами, эшелон с танками «тигр» и бронемашинами, подвижной состав и большинство охраны станции. За успешное проведение этой операции награждён орденом Ленина.
Бывший офицер генерального штаба вермахта Эйке Миддельдорф спустя несколько лет после войны в своей книге «Тактика в русской кампании» напишет: «Действия русских партизан во время проведения крупных наступательных и оборонительных операций сильно затрудняли обеспечение немецких войск и проведение оперативного маневра… Крупного успеха добились партизаны также в июле 1943 года, когда ими на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками «Тигр».
Об успешно проведенной в Осиповичах операции стало известно не только в Москве, но и в Берлине. Правда, поначалу фашисты приняли случившееся за действия советской авиации.
В своих воспоминаниях П. Пономаренко отмечал: «Эта диверсия разбиралась в немецком генштабе. Восемь генералов охранной службы были сняты со своих постов, некоторые расстреляны. Следствие сочло их виновными в том, что они не уберегли столь необходимые немецкой армии составы. Ведь шли бои на Курской дуге».
Диверсия имела еще один непредвиденный результат. Когда стали рваться вагоны с боеприпасами, разбежалась не только станционная охрана, но и охранники фашистского концентрационного лагеря, расположенного в 150 метрах от железнодорожного полотна, и его узники, а это в основном пленные красноармейцы, оказались на свободе.
Большинство из них затем пополнили партизанские отряды, дислоцирующиеся в окрестных с Осиповичами лесах.
Источник: оригинальная статья